Эта история уходит корнями в прошлое и тесно связана с колоритной жизнью Одессы.
Песня, о которой идет речь, стала настоящим хитом благодаря фильму «Два бойца», снятому в годы войны. Ее исполнил Марк Бернес, а его герой, Аркадий Дзюбин, был типичным одесситом. Музыку к этому шлягеру написал Никита Богословский, вдохновившись народными мотивами Одессы, а слова создал поэт Владимир Агатов. Кстати, в оригинальном тексте Костя-моряк не только ловил кефаль, но и участвовал в соцсоревнованиях по ее вылову.
Теперь о деталях, которые делают эту песню такой атмосферной. Шаланда — это не просто лодка, а плоскодонное судно с выдвижным килем, которое использовалось для рыбалки на Черном и Азовском морях. Длина такой лодки могла достигать 8,5 метров, а ширина — около 2,5 метров.
Кефаль, которую ловил Костя, — это крупная промысловая рыба с темной спинкой и серебристыми боками, настоящий деликатес для черноморского побережья.
Молдаванка и Пересыпь – это вовсе не дамочки, влюбленные в Костю-моряка, а приморские районы Одессы. Молдаванка получила свое название благодаря молдавским переселенцам, которые когда-то здесь жили, а Пересыпь — это перешеек между морем и лиманами, который образовался после отступления моря в XV веке.
Но вернемся к биндюжникам. Это не просто завсегдатаи пивных, как может показаться на первый взгляд. Биндюжники — это ломовые извозчики, которые занимались перевозкой грузов в Одесском порту. Их название происходит от слова «биндюга» — тяжелой телеги, которая могла перевозить до двух тонн груза. Эти телеги были узкими и длинными, что позволяло биндюжникам маневрировать по узким улочкам Одессы, не создавая заторов.
Почему считается, что слово «биндюга» имеет немецкое происхождение (bindinge — в переводе «узел», «связка»), непонятно. По другой версии, название происходит от породы лошади-тяжеловоза, выведенной на конезаводе в Воронежской губернии, на берегу реки Битюг. Называли таких коней битюгами, а на юге — биндюгами.
Костя-моряк, привозивший шаланды, полные кефали, был для биндюжников настоящим благодетелем. Ведь именно он обеспечивал их работой — рыбу нужно было быстро разгрузить и доставить на склады. А пивная, где они собирались, служила своеобразной биржей труда: здесь заказчики находили биндюжников для своих нужд.
Когда Костя заходил в пивную, биндюжники вставали не только из уважения, но и потому, что он приносил им выгодные заказы. Ведь рыба — товар скоропортящийся, и ее нужно было перевозить быстро и аккуратно. Услуги биндюжников ценились высоко, а Костя, судя по всему, был человеком авторитетным и щедрым.
Кстати, если верить песне, Костя привозил не одну, а сразу несколько шаланд, полных рыбы. Поэтому биндюжникам было за что его уважать и с чего вставать при его появлении.
Так что песня про Костю-моряка — настоящий срез жизни Одессы, где каждая деталь — от шаланды до биндюги — имеет свою историю и значение.