С момента своего появления авиация развивалась под лозунгом стремления к большей скорости, высоте и мощности, что неизбежно приводило к увеличению стоимости. Простой самолет с легким каркасом, обтянутым тканью, за десятилетия эволюции превратился в громоздкую машину с ревущими турбинами, эксплуатация которой становилась все более затратной.
Еще во время войны во Вьетнаме американские военные столкнулись с проблемой: реактивная авиация, обладая внушительными характеристиками, оказалась не слишком эффективной против многочисленных партизанских формирований. Слишком высокая скорость, ограниченная продолжительность полета и существенные затраты на техническое обслуживание делали такие самолеты нецелесообразными в борьбе с маломасштабными формированиями. В поиске альтернативы ВВС США обратились к проверенным поршневым самолетам и вновь ввели их в эксплуатацию.
По окончании войны о легких штурмовиках вновь забыли, и с началом XXI века их место заняли беспилотные летательные аппараты. Казалось, что необходимость в таких самолетах окончательно отпала. Однако далеко не все страны могут позволить себе дорогостоящие дроны и тяжелые боевые машины, а проблемы борьбы с вооруженными формированиями в труднодоступных районах остаются актуальными. Поэтому идея создания полноценного боевого самолета за сумму в несколько миллионов долларов оказалась востребованной, что вызвало новую волну интереса к легким штурмовикам.
Эти машины, оснащенные турбовинтовыми двигателями, способны развивать скорость до 700 км/ч и даже вести воздушный бой. В большинстве случаев они представляют собой модифицированные учебные самолеты, которые были доработаны с учетом современных требований: им добавили усовершенствованную авионику и обеспечили легкую бронезащиту. Что интересно, крупные авиационные державы не проявляют особого интереса к такому классу техники, уступив лидерство в этой области Бразилии с EMB 314 Super Tucano:
Южной Африке с AHRLAC:
а также Италии и некоторым странам Европейского Союза.
В США легкий штурмовик был создан на базе сельскохозяйственного самолета AT-802U (Air Tractor), внешне напоминающего легендарный Ил-2 времен Второй мировой войны. Этот «летающий трактор» способен нести до трех тонн вооружения, как и российский Як-130, и находиться в воздухе до десяти часов.
В России на рубеже 2000-х годов выдвигались предложения создать аналогичный самолет на базе Як-52/152, однако этот проект так и не получил дальнейшего развития.
Сегодня, учитывая дружественные отношения России со многими государствами Азии, Африки и Латинской Америки, можно было бы рассмотреть возможность создания нового поколения легких штурмовиков. Используя накопленный опыт в разработке боевой авиации, можно было бы возродить производство машин, основанных на Ил-2/10, но с улучшенной конструкцией, современной бронезащитой и турбовинтовым двигателем.
Рынок для таких самолетов остается открытым, его емкость исчисляется сотнями единиц, что делает выход на него не только возможным, но и экономически выгодным. Ил-2 снова в строю? Почему бы и нет — спрос на подобную технику обязательно найдется.