Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Легендарный штурмовик Ил-2 снова востребован на войне?
17 марта 2025

С момента своего появления авиация развивалась под лозунгом стремления к большей скорости, высоте и мощности, что неизбежно приводило к увеличению стоимости. Простой самолет с легким каркасом, обтянутым тканью, за десятилетия эволюции превратился в громоздкую машину с ревущими турбинами, эксплуатация которой становилась все более затратной.

Еще во время войны во Вьетнаме американские военные столкнулись с проблемой: реактивная авиация, обладая внушительными характеристиками, оказалась не слишком эффективной против многочисленных партизанских формирований. Слишком высокая скорость, ограниченная продолжительность полета и существенные затраты на техническое обслуживание делали такие самолеты нецелесообразными в борьбе с маломасштабными формированиями. В поиске альтернативы ВВС США обратились к проверенным поршневым самолетам и вновь ввели их в эксплуатацию.

По окончании войны о легких штурмовиках вновь забыли, и с началом XXI века их место заняли беспилотные летательные аппараты. Казалось, что необходимость в таких самолетах окончательно отпала. Однако далеко не все страны могут позволить себе дорогостоящие дроны и тяжелые боевые машины, а проблемы борьбы с вооруженными формированиями в труднодоступных районах остаются актуальными. Поэтому идея создания полноценного боевого самолета за сумму в несколько миллионов долларов оказалась востребованной, что вызвало новую волну интереса к легким штурмовикам.

Эти машины, оснащенные турбовинтовыми двигателями, способны развивать скорость до 700 км/ч и даже вести воздушный бой. В большинстве случаев они представляют собой модифицированные учебные самолеты, которые были доработаны с учетом современных требований: им добавили усовершенствованную авионику и обеспечили легкую бронезащиту. Что интересно, крупные авиационные державы не проявляют особого интереса к такому классу техники, уступив лидерство в этой области Бразилии с EMB 314 Super Tucano:

Южной Африке с AHRLAC:

а также Италии и некоторым странам Европейского Союза.

В США легкий штурмовик был создан на базе сельскохозяйственного самолета AT-802U (Air Tractor), внешне напоминающего легендарный Ил-2 времен Второй мировой войны. Этот «летающий трактор» способен нести до трех тонн вооружения, как и российский Як-130, и находиться в воздухе до десяти часов.

В России на рубеже 2000-х годов выдвигались предложения создать аналогичный самолет на базе Як-52/152, однако этот проект так и не получил дальнейшего развития.

Сегодня, учитывая дружественные отношения России со многими государствами Азии, Африки и Латинской Америки, можно было бы рассмотреть возможность создания нового поколения легких штурмовиков. Используя накопленный опыт в разработке боевой авиации, можно было бы возродить производство машин, основанных на Ил-2/10, но с улучшенной конструкцией, современной бронезащитой и турбовинтовым двигателем.

Рынок для таких самолетов остается открытым, его емкость исчисляется сотнями единиц, что делает выход на него не только возможным, но и экономически выгодным. Ил-2 снова в строю? Почему бы и нет — спрос на подобную технику обязательно найдется.

Смотрите также
Как не таскать с собой арсенал инструментов и иметь всё под рукой?
От дачных работ до походов: один инструмент для всех случаев жизни
Чем вино за 400 рублей реально отличается от вина за 2000?
Есть вино дорогое, есть дешевое. Но если разницы нет — зачем платить больше? Разбираемся, действительно ли в переплате нет смысла.
Дочери Партии: тяжело ли живется девушкам в Северной Корее?
Самобытная жизнь в Северной Корее поразит любую туристку. Но местные женщины давно привыкли ко всем тяготам и ограничениям.
Можно ли создать пассажирский сверхзвуковой лайнер из боевого Ту-160?
Сверхзвуковые пассажирские самолеты пережили свой пик популярности. Но почему сегодня никто не пользуется столь быстрым транспортом?
Боли в шее: как снять напряжение за 10 минут без массажиста?
Боль в шее и плечах может превратиться в настоящую проблему
Зачем в средневековье люди спали 2 раза за ночь: секрет выживания
У людей в Средневековье был особый режим сна, который делился на 2 цикла. Рассказываем, в чем заключалась эффективность такого метода.