После вывода Советской армии из Афганистана многие памятники и мемориальные знаки, возведенные в честь советских воинов, были разрушены. Однако один из них, расположенный на перевале Саланг, остался нетронутым. Надпись на этом обелиске лаконична и не раскрывает всей истории подвига. На нем лишь высечено имя солдата: "Мальцын Сергей В., 1965-1985".
Сергей Викторович Мальцын родился в городе Бор, в обычной семье: его отец трудился электриком, а мать работала в аптеке на заводе. В 1972 году он начал учебу в средней школе №6. Его классный руководитель Ирина Константиновна Мелкова вспоминала, что среди сверстников Сергей выделялся особыми качествами — он всегда придерживался своего слова и настойчиво добивался целей. Если чем-то увлекался, то полностью посвящал себя этому занятию.
Закончив школу, Сергей получил профессию слесаря и устроился работать на завод "Теплоход". В апреле 1984 года его призвали на срочную службу в армию. После прохождения курса молодого бойца он был направлен в Афганистан, где через год начал выполнять военные задачи.
В Афганистане он служил водителем, перевозя грузы и личный состав по сложным маршрутам. Ему не раз приходилось попадать под вражеский огонь и в засады, но он всегда действовал смело и решительно, выполняя поставленные перед ним задачи. 2 ноября 1985 года Сергей выполнял очередной рейс по маршруту перевал Саланг – Хайратон.
На этом перевале находится уникальное сооружение – тоннель, построенный советскими инженерами. Его строительство было завершено в 1964 году, задолго до войны, и на тот момент он считался самым высокогорным тоннелем в мире. Протяженность этого сооружения составляет 2676 метров, а ширина – около шести метров. Именно через этот тоннель проходил путь Сергея в тот роковой день. До окончания службы ему оставалось совсем немного времени. В своем последнем письме, отправленном в сентябре 1985 года, он писал: "Передавайте всем привет. Как вернусь, обязательно всех навещу. Ждите в августе 1986-го". Однако этим планам не суждено было сбыться.
Когда его грузовик выехал из северного портала тоннеля, он заметил, что навстречу ему на высокой скорости движется загруженный продуктами афганский автомобиль. В его кузове на мешках сидели люди – местные жители, среди которых были женщины и дети. Столкновения избежать было невозможно.
Осознавая ситуацию, Сергей принял единственно возможное, на его взгляд, решение. Он резко вывернул руль, направив свой грузовик в скалу, тем самым расчистив путь встречному транспорту. Спасти его не удалось, но пассажиры афганского автомобиля остались живы.
Очевидцем трагедии оказался Рафик Хачатурян, житель Еревана, работавший в Афганистане водителем и участвовавший в реконструкции перевала Саланг. Он был бывшим каменотесом и скульптором, поэтому принял решение самостоятельно увековечить память о подвиге Сергея. В свободное от работы время он искал подходящий камень и постепенно придавал ему нужную форму. Завершив работу, он установил памятник в 300 метрах от места аварии, рядом с горным родником. По его мнению, текущая вода символизирует жизнь и вечность, даруя монументу долговечность.
Перевал Саланг пережил множество исторических потрясений. В 1997 году, во время гражданской войны, тоннель был разрушен, но памятник остался нетронутым. Даже в самые сложные времена никому не приходило в голову уничтожить его. И по сей день он стоит на том самом месте, где Сергей принял свое последнее решение.
Возле памятника всегда оживленно: водители, путешествующие по высокогорной дороге, часто останавливаются у родника. Местные жители относятся к монументу с уважением, защищают его и заботятся о нем. На родине Сергея его тоже не забыли. В 2015 году обелиск посетили воины-интернационалисты, а сам Сергей был награжден орденом Красной Звезды.
Его поступок стал доказательством того, что подвиг не всегда связан с оружием. Иногда достаточно одной решимости и самопожертвования, чтобы спасти чужие жизни и навсегда остаться в памяти людей.