Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Почему даже моджахеды не трогали памятник советскому солдату Мальцину?
16 марта 2025

После вывода Советской армии из Афганистана многие памятники и мемориальные знаки, возведенные в честь советских воинов, были разрушены. Однако один из них, расположенный на перевале Саланг, остался нетронутым. Надпись на этом обелиске лаконична и не раскрывает всей истории подвига. На нем лишь высечено имя солдата: "Мальцын Сергей В., 1965-1985".

Сергей Викторович Мальцын родился в городе Бор, в обычной семье: его отец трудился электриком, а мать работала в аптеке на заводе. В 1972 году он начал учебу в средней школе №6. Его классный руководитель Ирина Константиновна Мелкова вспоминала, что среди сверстников Сергей выделялся особыми качествами — он всегда придерживался своего слова и настойчиво добивался целей. Если чем-то увлекался, то полностью посвящал себя этому занятию.

Закончив школу, Сергей получил профессию слесаря и устроился работать на завод "Теплоход". В апреле 1984 года его призвали на срочную службу в армию. После прохождения курса молодого бойца он был направлен в Афганистан, где через год начал выполнять военные задачи.

В Афганистане он служил водителем, перевозя грузы и личный состав по сложным маршрутам. Ему не раз приходилось попадать под вражеский огонь и в засады, но он всегда действовал смело и решительно, выполняя поставленные перед ним задачи. 2 ноября 1985 года Сергей выполнял очередной рейс по маршруту перевал Саланг – Хайратон.

На этом перевале находится уникальное сооружение – тоннель, построенный советскими инженерами. Его строительство было завершено в 1964 году, задолго до войны, и на тот момент он считался самым высокогорным тоннелем в мире. Протяженность этого сооружения составляет 2676 метров, а ширина – около шести метров. Именно через этот тоннель проходил путь Сергея в тот роковой день. До окончания службы ему оставалось совсем немного времени. В своем последнем письме, отправленном в сентябре 1985 года, он писал: "Передавайте всем привет. Как вернусь, обязательно всех навещу. Ждите в августе 1986-го". Однако этим планам не суждено было сбыться.

Когда его грузовик выехал из северного портала тоннеля, он заметил, что навстречу ему на высокой скорости движется загруженный продуктами афганский автомобиль. В его кузове на мешках сидели люди – местные жители, среди которых были женщины и дети. Столкновения избежать было невозможно.

Осознавая ситуацию, Сергей принял единственно возможное, на его взгляд, решение. Он резко вывернул руль, направив свой грузовик в скалу, тем самым расчистив путь встречному транспорту. Спасти его не удалось, но пассажиры афганского автомобиля остались живы.

Очевидцем трагедии оказался Рафик Хачатурян, житель Еревана, работавший в Афганистане водителем и участвовавший в реконструкции перевала Саланг. Он был бывшим каменотесом и скульптором, поэтому принял решение самостоятельно увековечить память о подвиге Сергея. В свободное от работы время он искал подходящий камень и постепенно придавал ему нужную форму. Завершив работу, он установил памятник в 300 метрах от места аварии, рядом с горным родником. По его мнению, текущая вода символизирует жизнь и вечность, даруя монументу долговечность.

Перевал Саланг пережил множество исторических потрясений. В 1997 году, во время гражданской войны, тоннель был разрушен, но памятник остался нетронутым. Даже в самые сложные времена никому не приходило в голову уничтожить его. И по сей день он стоит на том самом месте, где Сергей принял свое последнее решение.

Возле памятника всегда оживленно: водители, путешествующие по высокогорной дороге, часто останавливаются у родника. Местные жители относятся к монументу с уважением, защищают его и заботятся о нем. На родине Сергея его тоже не забыли. В 2015 году обелиск посетили воины-интернационалисты, а сам Сергей был награжден орденом Красной Звезды.

Его поступок стал доказательством того, что подвиг не всегда связан с оружием. Иногда достаточно одной решимости и самопожертвования, чтобы спасти чужие жизни и навсегда остаться в памяти людей.

Смотрите также
Почему Калашников так и не одобрил перевод АК на калибр 5.45?
Изначально в СССР массово использовались патроны калибра 7.62. Но позже состоялся массовый переход на 5.45, чем был очень недоволен сам Калашников.
Почему, переходя пути, никогда нельзя наступать на рельсы?
Наступать на рельсы при переходе через железнодорожные пути опасно, и вот почему!
У русских с какими фамилиями предки были знахарями и колдунами?
А вы верите в колдунов и знахарей? Говорят, что фамилия человека может рассказать о мистических способностях его предков!
Почему первые соковыжималки считались неприличным прибором?
Как кухонная утварь неожиданно стала поводом для скандалов
Где в СССР жилось лучше всего? Богатейшие республики
Говорят, что в СССР жилось хорошо. Правда, некоторые республики жили куда лучше остальных — о них мы и расскажем!
Почему только дурень будет лить бетон для отмостки?
Оказывается, для отмостки не обязательно заливать периметр дома бетоном. Есть практичная, недорогая и, что главное, эффективная альтернатива!