Ил-96 по праву считается одним из наиболее знаковых самолетов в истории российской авиации. Этот широкофюзеляжный лайнер создавался в качестве конкурента таким западным гигантам, как Boeing 777 и Airbus A340, и задумывался как главный самолет для дальнемагистральных перелетов. Однако, несмотря на амбициозные планы, его эксплуатация оказалась ограниченной в основном правительственными структурами России.
Сегодня Ил-96 практически исчез из коммерческих перевозок, уступив позиции более экономичным зарубежным моделям. Его история является примером сочетания надежных технических решений, упущенных возможностей и борьбы с изменяющимися реалиями авиационного рынка.
Проектирование самолета началось еще в 1980-х годах, когда ОКБ Ильюшина поставило перед собой задачу разработать отечественный лайнер, способный составить конкуренцию мировым аналогам. Однако время для его появления оказалось не самым удачным. Первый полет состоялся в 1988 году, но серийное производство запустили только в 1992 году, уже после распада Советского Союза. Кризисное экономическое положение страны осложнило внедрение новой модели в авиакомпании.
Несмотря на все сложности, самолет доказал свою надежность в условиях сурового климата. Он успешно прошел испытания как в экстремально холодных районах, так и в условиях высокой температуры. Одним из значимых достижений стал рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, за время которого Ил-96 преодолел 14 800 километров за 18 часов 9 минут. В 1992 году лайнер получил сертификат летной годности, открывший дорогу к серийному выпуску.
Однако, несмотря на технические достоинства, самолет оказался неконкурентоспособным в коммерческом секторе. Всего с 1992 по 2019 год было построено 25 экземпляров модели Ил-96-300. Из них шесть эксплуатировались "Аэрофлотом", три поступили в распоряжение "Домодедовских авиалиний", а остальные были переданы в пользование ОКБ Ильюшина и специального летного отряда "Россия", предназначенного для перевозки высших государственных лиц.
Хотя Ил-96 отличался надежностью и комфортом для дальних перелетов, он уступил в экономичности зарубежным конкурентам. В начале 2000-х российские авиаперевозчики начали массово закупать Boeing и Airbus, которые оказались более выгодными в эксплуатации. Существенную роль в этом процессе сыграла отмена таможенных пошлин на импортные лайнеры, что сделало их покупку еще более доступной. В результате последний рейс Ил-96 в составе "Аэрофлота" состоялся в 2014 году.
Несмотря на то, что самолет не смог закрепиться на рынке гражданской авиации, он по-прежнему остается основным средством передвижения президента России. Просторный салон позволяет оснастить его конференц-залами, рабочими кабинетами и зонами отдыха, что делает его идеальным для официальных лиц. В настоящее время в парке специального летного отряда "Россия" числится 11 таких самолетов, еще два находятся в резерве. Их сборка продолжается на Воронежском авиастроительном заводе, однако темпы производства остаются низкими из-за отсутствия гражданских заказов. Лишь благодаря государственному финансированию проект еще поддерживается: в 2021 году было построено два самолета, в 2023 – еще один.
На международной арене Ил-96 до сих пор используется только одной авиакомпанией – кубинской Cubana de Aviación, которая приобрела несколько экземпляров у "Аэрофлота". Для Кубы эти самолеты стали важным ресурсом, поскольку экономические ограничения не позволяют стране закупать современные лайнеры. Однако из трех имеющихся в ее распоряжении Ил-96 в эксплуатации остается только один.
Проект Ил-96 продолжает существовать в модернизированном варианте. В 2020-х годах ВАСО приступило к разработке версии Ил-96-400М, которая отличается увеличенной длиной фюзеляжа и более мощными двигателями. Этот самолет способен перевозить до 370 пассажиров, что теоретически позволяет ему конкурировать с современными зарубежными лайнерами. Однако ключевой проблемой остается низкая топливная эффективность, что ограничивает перспективы его коммерческого использования.
Разработка Ил-96-400М сопровождается задержками. Лишь в ноябре 2023 года состоялся его первый полет. Хотя испытания прошли успешно, дальнейшая судьба самолета остается неопределенной. В "Ростехе" заявили, что его экономические показатели и сложности с импортозамещением не позволяют рассматривать модель в качестве массового гражданского лайнера.
Пример других российских проектов, таких как Sukhoi Superjet 100 и МС-21, показывает, что даже при активной государственной поддержке процесс внедрения новых самолетов в эксплуатацию остается крайне сложным.
При этом Ил-96 доказал свою исключительную надежность. За более чем три десятилетия его эксплуатации не произошло ни одной катастрофы. Единственным серьезным происшествием стал пожар на стоянке в Шереметьево в июне 2014 года, в результате которого выведенный из эксплуатации самолет сгорел и был списан.
Таким образом, Ил-96 стал символом достижений отечественного самолетостроения и одновременно нереализованных возможностей. Хотя он практически не используется в гражданской авиации, в качестве президентского воздушного судна и дальнемагистрального лайнера для Cubana de Aviación он продолжает выполнять свои функции. Судьба модернизированной версии Ил-96-400М остается неопределенной, но сам самолет уже занял почетное место в истории российской авиации.