Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему красавец Ил-96 возит высших лиц, но не возит пассажиров?

Ил-96 по праву считается одним из наиболее знаковых самолетов в истории российской авиации. Этот широкофюзеляжный лайнер создавался в качестве конкурента таким западным гигантам, как Boeing 777 и Airbus A340, и задумывался как главный самолет для дальнемагистральных перелетов. Однако, несмотря на амбициозные планы, его эксплуатация оказалась ограниченной в основном правительственными структурами России.

Сегодня Ил-96 практически исчез из коммерческих перевозок, уступив позиции более экономичным зарубежным моделям. Его история является примером сочетания надежных технических решений, упущенных возможностей и борьбы с изменяющимися реалиями авиационного рынка.

Проектирование самолета началось еще в 1980-х годах, когда ОКБ Ильюшина поставило перед собой задачу разработать отечественный лайнер, способный составить конкуренцию мировым аналогам. Однако время для его появления оказалось не самым удачным. Первый полет состоялся в 1988 году, но серийное производство запустили только в 1992 году, уже после распада Советского Союза. Кризисное экономическое положение страны осложнило внедрение новой модели в авиакомпании.

Несмотря на все сложности, самолет доказал свою надежность в условиях сурового климата. Он успешно прошел испытания как в экстремально холодных районах, так и в условиях высокой температуры. Одним из значимых достижений стал рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, за время которого Ил-96 преодолел 14 800 километров за 18 часов 9 минут. В 1992 году лайнер получил сертификат летной годности, открывший дорогу к серийному выпуску.

Однако, несмотря на технические достоинства, самолет оказался неконкурентоспособным в коммерческом секторе. Всего с 1992 по 2019 год было построено 25 экземпляров модели Ил-96-300. Из них шесть эксплуатировались "Аэрофлотом", три поступили в распоряжение "Домодедовских авиалиний", а остальные были переданы в пользование ОКБ Ильюшина и специального летного отряда "Россия", предназначенного для перевозки высших государственных лиц.

Хотя Ил-96 отличался надежностью и комфортом для дальних перелетов, он уступил в экономичности зарубежным конкурентам. В начале 2000-х российские авиаперевозчики начали массово закупать Boeing и Airbus, которые оказались более выгодными в эксплуатации. Существенную роль в этом процессе сыграла отмена таможенных пошлин на импортные лайнеры, что сделало их покупку еще более доступной. В результате последний рейс Ил-96 в составе "Аэрофлота" состоялся в 2014 году.

Несмотря на то, что самолет не смог закрепиться на рынке гражданской авиации, он по-прежнему остается основным средством передвижения президента России. Просторный салон позволяет оснастить его конференц-залами, рабочими кабинетами и зонами отдыха, что делает его идеальным для официальных лиц. В настоящее время в парке специального летного отряда "Россия" числится 11 таких самолетов, еще два находятся в резерве. Их сборка продолжается на Воронежском авиастроительном заводе, однако темпы производства остаются низкими из-за отсутствия гражданских заказов. Лишь благодаря государственному финансированию проект еще поддерживается: в 2021 году было построено два самолета, в 2023 – еще один.

На международной арене Ил-96 до сих пор используется только одной авиакомпанией – кубинской Cubana de Aviación, которая приобрела несколько экземпляров у "Аэрофлота". Для Кубы эти самолеты стали важным ресурсом, поскольку экономические ограничения не позволяют стране закупать современные лайнеры. Однако из трех имеющихся в ее распоряжении Ил-96 в эксплуатации остается только один.

Проект Ил-96 продолжает существовать в модернизированном варианте. В 2020-х годах ВАСО приступило к разработке версии Ил-96-400М, которая отличается увеличенной длиной фюзеляжа и более мощными двигателями. Этот самолет способен перевозить до 370 пассажиров, что теоретически позволяет ему конкурировать с современными зарубежными лайнерами. Однако ключевой проблемой остается низкая топливная эффективность, что ограничивает перспективы его коммерческого использования.

Разработка Ил-96-400М сопровождается задержками. Лишь в ноябре 2023 года состоялся его первый полет. Хотя испытания прошли успешно, дальнейшая судьба самолета остается неопределенной. В "Ростехе" заявили, что его экономические показатели и сложности с импортозамещением не позволяют рассматривать модель в качестве массового гражданского лайнера.

Пример других российских проектов, таких как Sukhoi Superjet 100 и МС-21, показывает, что даже при активной государственной поддержке процесс внедрения новых самолетов в эксплуатацию остается крайне сложным.

При этом Ил-96 доказал свою исключительную надежность. За более чем три десятилетия его эксплуатации не произошло ни одной катастрофы. Единственным серьезным происшествием стал пожар на стоянке в Шереметьево в июне 2014 года, в результате которого выведенный из эксплуатации самолет сгорел и был списан.

Таким образом, Ил-96 стал символом достижений отечественного самолетостроения и одновременно нереализованных возможностей. Хотя он практически не используется в гражданской авиации, в качестве президентского воздушного судна и дальнемагистрального лайнера для Cubana de Aviación он продолжает выполнять свои функции. Судьба модернизированной версии Ил-96-400М остается неопределенной, но сам самолет уже занял почетное место в истории российской авиации.

В тренде 🔥
OnePlus Turbo удивил баллами в AnTuTu: без топ-чипа, зато с экраном 165 Гц и батареей 9000 мА·ч
OnePlus Turbo удивляет, но чем? Разбираемся в том, как OnePlus удалось всех шокировать.
Honor готовит Magic 8 Air — компактный, но флагманский: 120 Гц AMOLED, Snap 8 Gen 3 и толщина 7 мм
Honor готовит компактный смартфон, который станет полным противопоставлением приевшимся «лопатам».
Смартфон в три сложения - не предел!
А вы хотите носить целый телевизор в кармане?
Представлен Huawei MatePad 11.5 (2026): 120 Гц экран, 10 100 мА·ч и HarmonyOS за 20 тыс ₽
Планшет, который ломает шаблон!
22 декабря 2025 года Huawei представила MatePad
Xiaomi Buds 6 выйдут 25 декабря — Hi-Fi звук, Bluetooth 5.4 и автономность, как у AirPods Pro
Новые Xiaomi Buds 6 выйдут уже 25 декабря! Рассказываем, почему их так сильно ждут.
Oppo Reno 15 и 15F вышли в России: AMOLED 120 Гц, IP69 и батарея до 7000 мА·ч от 20 тыс ₽
Серьёзно? Смартфон за двадцатку с батареей на 7000 мА·ч и защитой IP69? Похоже на сказку, но Oppo действительно это сделала
Lenovo ThinkPad Rollable XD — ноутбук с выдвижным экраном до 16″! Премьера на CES
Это выглядит почти как магия. Вы открываете ноутбук — и экран начинает расти вверх, выскальзывая из корпуса, превращаясь из аккуратного 13-дюймового дисплея в просторное 16-дюймовое полотно
OnePlus 15R — новый король за 30 тыс? 165 Гц, 7400 мА·ч и Snapdragon Gen 5 в одном!
OnePlus 15R получил 165-герцовый экран! Причем смартфон уже вышел на рынок!
OnePlus 15 добрался до России через маркетплейсы — стоит ли брать “серый” флагман?
Без презентаций, без фанфар и без очередей — OnePlus 15 просто взял и появился на маркетплейсах
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Как смотрят презентацию нового iPhone в Китае?
Было "яблоко", а стал "персик"!
Когда очки слишком умные
А ты слишком доверчивый
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт