Каждый водитель в России легко узнает стандартный формат автомобильного номера: сначала буква, затем три цифры, ещё две буквы, а в конце код региона с российским флагом. Некоторые осведомлены и о том, что в статье 65.1 Конституции РФ указано, что регионы в номерах распределяются в алфавитном порядке.
К примеру, Тамбовская область имеет код 68, Тверская — 69, Томская — 70, а Тульская — 71. Однако этот принцип не всегда выдержан. Например, Татарстан, который по логике должен располагаться между Тамбовской и Тверской областями, получил код 16. Чувашия отмечена числом 21, а Хабаровский край, который должен находиться ближе к концу списка, зарегистрирован под номером 27. В чём же причина?
Ответ кроется в том, что распределение кодов регионов на автомобильных номерах учитывает не только алфавитный порядок, но и определённую иерархию. Первыми в списке идут республики, затем следуют края, после них — области. Далее идут города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), затем автономная область (Еврейская), а в конце расположены автономные округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий). Именно так система была задумана в 90-х годах, но со временем появились исключения.
Когда количество автомобилей в Москве значительно возросло, столице начали присваивать дополнительные коды. Со временем у Москвы их стало 12, а у Московской области — 6. Это объясняет, почему число автомобильных кодов превышает количество российских регионов, которых на сегодняшний день, включая новые территории, насчитывается 89.
Кроме того, в 2000-х годах произошли изменения административного деления страны, когда некоторые регионы были объединены, что повлекло за собой корректировку кодов. Позже к России присоединились новые территории, и им присваивали коды без строгого следования ранее установленным правилам, а исходя из оставшихся свободных номеров. Так, Донецкая Народная Республика получила номер 80, а Херсонская область — 84.
Самым редким автомобильным кодом в России является 94. Это связано с тем, что такие номера не выдаются в пределах страны, а принадлежат Казахстану. Код 94 закреплён за городом Байконур, который, несмотря на нахождение на территории Казахстана, арендуется Россией до 2050 года. Уникальность Байконура заключается в его статусе — он приравнен к городу федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, но при этом не входит в состав России. В связи с этим встретить автомобиль с таким номером на дорогах страны практически невозможно.
Что касается отсутствующего 20-го кода, то его история связана с Чеченской Республикой. По правилам, он должен был быть присвоен именно ей, так как 19-й номер закреплён за Хакасией, а 21-й — за Чувашией. Однако в 1993-2000 годах Чечня действительно использовала код 20, но в последующем он был исключён из-за сложной криминогенной ситуации в регионе в 90-е годы. В то время республика стала центром незаконной торговли автомобилями, в том числе дорогими иномарками, грузовиками и мотоциклами. Их переоформляли по поддельным документам, ставили на учёт и таким образом узаконивали.
Для борьбы с этим явлением власти приняли жёсткие меры: с 2000 года начали выдавать новые номера с кодом 95, а владельцы ранее зарегистрированных автомобилей должны были пройти процедуру перерегистрации. В ходе этой кампании выявилось множество транспортных средств с перебитыми номерами и поддельными документами. С тех пор 20-й региональный код перестал существовать и до сих пор остаётся свободным. Возможно, когда числовые комбинации в пределах сотни закончатся, этот номер вновь появится в каком-либо регионе. Время покажет.
Интересный факт: в 2013 году в России была введена возможность оформления индивидуальных автомобильных номеров с уникальным сочетанием букв и цифр. Однако стоимость такой услуги оказалась довольно высокой, и далеко не каждый водитель мог себе позволить персонализированные номера. Тем не менее, в ряде регионов подобные знаки стали особенно популярны среди коллекционеров и любителей эксклюзивности.