Железнодорожный транспорт давно стал неотъемлемой частью повседневной жизни: поезда и электрички ежедневно перевозят миллионы пассажиров, обеспечивая быстрое и доступное передвижение. Несмотря на удобство и массовость, статистика напоминает о том, что железная дорога остаётся одним из наиболее травмоопасных объектов в городской и пригородной среде.
На каждом инструктаже по технике безопасности вас в первую очередь предупредят о том, что при пересечении железнодорожных путей категорически не следует ставить ногу на рельсы или наступать на край шпал. Это правило озвучивается всегда, но часто без пояснений, и многие даже не задумываются, в чём же его суть.
Причина, по которой не стоит наступать на металлические рельсы или концы деревянных шпал, проста, хотя и не всегда очевидна. Поверхность рельса, из-за постоянного контакта с колёсами подвижного состава, со временем приобретает характерный блеск. Это не просто следы износа — такая поверхность становится чрезвычайно гладкой, а в дождливую погоду на ней возникает дополнительное скольжение за счёт тончайшей водной плёнки. Добавим к этому эффект поверхностного натяжения воды, и становится ясно, что даже в обычных кроссовках легко потерять равновесие. Рельс узкий, сцепление подошвы с металлом минимальное, и именно это делает его крайне опасным при ходьбе.
Определённые участки железной дороги представляют ещё большую угрозу. Речь идёт о криволинейных отрезках путей, на которые регулярно наносится специальный состав, продлевающий срок службы железнодорожного оборудования. Этот процесс называется лубрикацией — по сути, рельсы смазываются графитом с целью уменьшения шума и износа при прохождении подвижного состава через повороты. Делается это с помощью специальных вагонов, оборудованных системой разбрызгивания смазки. После такой обработки поверхность рельса становится крайне скользкой, и риск упасть возрастает в разы.
Что касается шпал, то их края имеют особую форму, которая может сыграть злую шутку в условиях непогоды. Скошенные торцы особенно опасны в дождливую погоду, когда древесина или бетон становятся мокрыми и скользкими. Потеря равновесия здесь — дело одной секунды, особенно если человек спешит или невнимателен.
Главная мысль проста и очевидна — соблюдение элементарных норм безопасности при пересечении железной дороги способно сохранить здоровье, а иногда и жизнь. Именно поэтому столь важно переходить пути исключительно в специально оборудованных местах: по мостам, через подземные переходы, по пешеходным настилам или в пределах переездов. Эти маршруты не случайны — они создаются с учётом максимальной безопасности для всех участников движения.
Но реальность такова, что не всегда человек выбирает правильный путь. И если уж возникла необходимость перейти пути в не предназначенном для этого месте, крайне важно быть предельно внимательным и осторожным. Стоит помнить, что железная дорога — это не место для импровизаций. Пересекать пути следует максимально прямолинейно, не тратя лишнее время на колебания и развороты. При этом важно, чтобы шаг был уверен: одна нога находилась в межрельсовом пространстве, а вторая — уже за пределами полотна. Особую опасность представляют участки, где расположены стрелочные переводы. Попадание ноги между подвижным и рамным рельсом может обернуться серьёзной травмой, ведь усилие, с которым сдвигается стрелка, составляет почти полтонны.
Также не стоит забывать, что даже если поезд кажется ещё далеко, он приближается быстрее, чем можно предположить. При средней скорости движения около 80 километров в час, железнодорожный состав проходит за одну секунду более двадцати метров. Это значит, что если вы начали пересекать пути за 400 метров до приближающегося поезда, то у вас в распоряжении не больше двадцати секунд. Ошибки в таких расчётах стоят очень дорого.