Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему раньше женщины ездили на лошадях боком?

Обновлено 03.11.2025 в 10:00

Многие из нас, наблюдая старинные изображения или фильмы, наверняка замечали, что благородные дамы прошлого всегда садились на лошадь боком. Такой необычный способ верховой езды вызывает закономерный вопрос: что же послужило причиной столь специфического положения в седле? Ведь традиционная посадка, которую издавна предпочитали мужчины, выглядит более удобной и функциональной. Можно ли предположить, что это был всего лишь прихотливый каприз или даже насмешка над женщинами? На самом деле ответ куда проще и прозаичнее.

Причина женского способа езды скрывается в конструкции специального седла, которое отличалось от мужского наличием двух изогнутых выступов — «лук», расположенных с левой стороны. Эти «рога» служили для опоры ног и позволяли дамам сохранять устойчивость. Интересно, что ранние версии таких седел значительно отличались от тех, что стали популярными в XIX веке. Вначале они даже оснащались специальными ступеньками, чтобы облегчить дамам процесс посадки на лошадь, хотя позднее от этого элемента отказались.

Определить точное время появления первого дамского седла сложно, но историки уверены, что такие конструкции существовали уже в XIV веке. Известно, например, что одно из первых дамских седел принадлежало супруге английского короля Ричарда II — Анне Богемской. Однако можно с большой долей уверенности предположить, что эта традиция появилась значительно раньше, возможно, за столетие до упомянутого времени или даже ранее. Однако важнее понять, зачем такое седло понадобилось вообще. Чтобы разобраться, нужно окунуться в историческую реальность Средневековья и даже заглянуть в эпоху заката античности.

Верховая езда, особенно с использованием стремян, далеко не так комфортна, как может показаться. Те, кто проводил в седле долгие часы, знают, насколько это изнурительно: натираются бедра, болит спина, а после особенно долгих поездок последствия можно сравнить разве что с многокилометровой поездкой на велосипеде. Даже при наличии специальной одежды седло могло доставлять серьезные неудобства, вплоть до кровавых мозолей. В данном случае дело вовсе не в анатомических различиях между мужчинами и женщинами — травмы, полученные от езды, одинаково опасны для здоровья любого пола.

Ключевую роль здесь играла одежда. На рубеже эпох гунны, ворвавшиеся в Европу из Азии, принесли с собой не только стремена, но и удобные для езды чулки. Эти два изобретения стали революцией как в военном деле, так и в моде. Без стремян было невозможно развивать тяжёлую рыцарскую конницу, а чулки позволяли долгие поездки, защищая кожу от натираний. Со временем именно этот элемент гардероба стал символом мужского статуса. Чулки отличали знатного рыцаря или военачальника от простолюдина, а мужчину-воина — от женщины, чья основная роль тогда сводилась к рождению детей и хранению семейного очага.

В культуре Средневековья одеть женщину в мужские чулки было столь же неуместно и шокирующе, как если бы в наши дни мужчина появился в вечернем платье. Это табу сохранялось веками. Однако знатные дамы нередко сопровождали мужей, особенно в дальних путешествиях, и потому необходимость адаптировать посадку на лошади стала очевидной. Поскольку лошадь в то время была незаменимым транспортным средством, конструкция дамского седла позволяла женщинам путешествовать в платьях и без чулок, сохраняя при этом достоинство и удобство.

Мало кто знает, что дамское седло имело еще одно интересное назначение: оно служило своеобразным маркером статуса его обладательницы. Если мужчина мог с легкостью оседлать любую лошадь, то для женщин часто изготавливались индивидуальные седла, украшенные богатым орнаментом, драгоценными камнями или гербами рода. Такие изделия были настоящими произведениями искусства, и их внешний вид мог многое рассказать о положении дамы в обществе. Например, королевские особы и жены богатых аристократов нередко заказывали седла, изготовленные на заказ лучшими мастерами, демонстрируя свое влияние и привилегии.

В тренде 🔥
Moto X70 Air уже в продаже: 6 мм, IP69 и флагманская мощь
Moto X70 Air уже поступил в продажу! Рассказываем, что предлагает новинка от Motorola.
ASUS запускает Wi-Fi 7-роутер с искусственным интеллектом: конец лагам в играх
Умный Wi-Fi приходит в дом
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
iPhone 17 рекордно подешевели в России: когда покупать, чтобы не переплатить?
iPhone 17 внезапно подешевели, причем сразу вся линейка. Рассказываем, стоит ли покупать сейчас, чтобы сэкономить.
iQOO 15 выходит глобально: Ray Tracing и батарея 7000 мА·ч удивили даже фанатов
Смартфону iQOO 15 удалось удивить даже фанатов. Теперь же «зверь» покинет Китай и станет доступен во всем мире.
Кольцо против гипертонии: Oura тестирует умный контроллер давления
Oura разработала уникальное кольцо, способное распознать гипертонию. Причем для этого даже не нужна манжета, как в случае с обычными тонометрами.
iQOO Neo 11: смартфон, который сделал ASUS ROG ненужным?
ASUS ROG снискал большую популярность, но теперь у него появился весьма сильный конкурент в лице iQOO Neo 11.
OnePlus 15 уже вышел в Китае: 165 Гц, 7300 мА·ч, Snapdragon 8 Elite — новый стандарт флагманов
OnePlus 15 уже появился в Китае. За приемлемую стоимость производитель предлагает мощное железо и не только.
Алиса AI теперь в наушниках: «Яндекс» показал новое поколение ИИ-гаджетов
Представьте: вы идёте по улице, не доставая смартфон, а ваши мысли и идеи уже фиксируются голосом — и тут же превращаются в заметки, напоминания и планы.
ASUS ROG GR70 доказывает: игровой мини-ПК может быть мощнее консоли
Когда привычная игровая консоль вдруг кажется устаревшей на фоне мини-ПК, стоит задуматься — именно с таким эффектом появляется ASUS ROG GR70
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт