Знатные представители древнеримского общества с особым размахом устраивали продолжительные пиршества, способные затянуться на долгие часы. Эти мероприятия носили не просто гастрономический, а почти ритуальный характер. Исследователи утверждают, что вкус у римлян был весьма специфическим — они предпочитали либо очень соленые, либо чрезмерно сладкие блюда, и нередко баловали себя такими видами мяса, которые сегодня многим покажутся, мягко говоря, странными.
На богатом римском застолье вполне привычным делом было увидеть жаркое из оленя или кабана, а также изысканные кушанья из мяса фазана. Однако экзотика на этом не заканчивалась — истинным гурманам предлагали тушёный попугайский язык и даже фаршированных мелких грызунов. Причем трапезничали они не так, как принято в наши дни. На множестве фресок и мозаик можно заметить, что представители знати почти всегда изображаются в полулежащем положении. Возникает закономерный вопрос: почему именно так, и есть ли смысл современному человеку возвращаться к подобному способу приема пищи?
О культуре римского застолья достаточно красочно и подробно рассказал историк Джорджио Франкетти в своей книге под названием "Обед с древними римлянами", на которую в свое время сослались журналисты CNN. Согласно его исследованию, поведение древних римлян за столом во многом шокировало бы современных людей — тогдашние обычаи порой шли вразрез с тем, что сейчас принято считать проявлением вежливости и уважения к окружающим.
Так, мужчины из числа элиты предпочитали принимать пищу, лёжа на животе или на боку. Эта традиция была заимствована у греков, но со временем римляне адаптировали её под свои представления о комфорте и статусе. Они отказались от индивидуальных столиков, отдав предпочтение общей трапезе за одним большим столом. Такое решение символизировало единство и тесную связь между участниками пира.
Положение тела во время еды также считалось важным. Лежа на левом боку, человек мог без особых усилий расслабиться, удобно устроившись на мягком ложе. Голову он поддерживал левой рукой, а правой без труда тянулся к угощениям, заботливо нарезанным слугами. По древнеримским представлениям, именно такая поза способствовала лучшему перевариванию пищи и была особенно удобна для продолжительных пиршеств, когда предполагалось съесть много и основательно.
Для этой цели существовали специальные кушетки, называвшиеся апоклинтрами. Их конструкция включала подлокотник для поддержки левой руки и мягкое основание в районе живота. Такие лежанки расставляли буквой "П", образуя своеобразное обрамление для небольших столиков, на которых сервировали блюда и напитки. За наполнение столов отвечали рабы, которые следили, чтобы вина и еды всегда было в достатке.
Интересно, что столь расслабленное положение действительно позволяло съесть больше, ведь в полулежачем состоянии желудок словно «проваливался» в подушку и не давал ощущения тяжести. А вот остатки трапезы, такие как косточки или кожура, богатые мужчины без зазрения совести бросали прямо на пол. Причем это вовсе не считалось проявлением невоспитанности — напротив, полы в банкетных залах часто украшались мозаикой с изображениями остатков еды, чтобы скрыть беспорядок и придать происходящему декоративный лоск.
Любопытно, что лежать за столом было позволено исключительно мужчинам. Женщины, как правило, ели в стороне — либо сидели на полусогнутых ногах у отдельного столика, либо размещались рядом, на полу. Только с течением времени, ближе к упадку Римской империи, женщины стали получать больше свобод и прав, в том числе — право возлежать за столом наравне с мужчинами.
Но и это далеко не всё, что может удивить современного человека. Среди древнеримских гастрономических обычаев были и совсем уж эксцентричные. Так, чтобы съесть больше, мужчины нередко уходили в специально отведенное помещение, вызывали рвоту, освобождая желудок, и с новыми силами возвращались к угощениям. Подобные выходки никого не шокировали, а последствия устранялись силами рабов, на плечи которых и ложился весь беспорядок.
В античные времена трапеза воспринималась как священнодействие. Платон, например, утверждал, что человек, поглощающий пищу в одиночестве, лишь удовлетворяет потребность тела, в то время как совместный приём пищи наполняет процесс более глубоким смыслом. Даже слово "товарищ" уходит корнями в греческий язык и означает буквально «тот, с кем ты делишь еду».
Сегодня, конечно, подражать древним римлянам в этом плане не стоит. Хотя приём пищи в полулежачем положении может и снижать ощущение тяжести в желудке, он провоцирует переедание и может способствовать развитию ряда заболеваний ЖКТ. Стоит помнить, что римляне вели весьма активный образ жизни — участвовали в военных походах, занимались физическим трудом и сжигали огромное количество калорий. А потому ожирение им почти не угрожало, но вот расстройства пищеварения вполне могли быть частыми спутниками даже у представителей знати.