Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему ширину колеи в России поменяет только дурак?

Обновлено 03.11.2025 в 10:00

Однажды, в период моего обучения, преподаватель задал нам интересный вопрос: какова ширина железнодорожной колеи в России?

— Кто знает, сколько она составляет? — обратился он к аудитории.

Мы, полагаясь на известные данные, ответили:

— 1524 миллиметра.

— Нет, это устаревший стандарт. Сейчас у нас 1520 миллиметров, хотя если у вас останется колея шириной 1524 миллиметра, это не будет ошибкой. А если ширина будет 1530 миллиметров, сможет ли поезд передвигаться? — задал он следующий вопрос.

Ни один из студентов не решился ответить. Тогда преподаватель сам прояснил ситуацию:

— Да, конечно, поезд поедет.

После этого он попытался уточнить у нас, какие типы железных дорог существуют. Его интересовали дороги общего и необщего пользования, но мы интерпретировали это так, будто речь идет о разных ширинах колеи.

— Может быть, 1370 миллиметров? — предположил кто-то.

— Вы говорите о европейском стандарте, а я спрашивал о другом, — поправил нас преподаватель.

Путем поиска в интернете один из студентов нашел информацию и заявил:

— Европейская ширина — 1435 миллиметров.

Этот момент запомнился мне благодаря яркому высказыванию преподавателя: «Только дурак станет менять ширину колеи». Это мнение легко объяснить, если подумать о масштабах предстоящей работы и невероятных затратах, которые неизбежно последуют за такими изменениями. Разумеется, эти затраты напрямую зависят от площади территории и протяженности железнодорожных путей.

Даже страны Балтии, несмотря на желание перейти на европейский стандарт, до сих пор не решились на такой шаг. Финляндия, где используется колея шириной 1524 миллиметра, тоже не проявляет инициативы. Для России, где стандартная ширина колеи 1520 миллиметров известна в мире как «русская колея», подобная замена станет настоящим испытанием. Это будет сопряжено с множеством очевидных и скрытых последствий.

Полная замена шпал

Первой и наиболее масштабной проблемой станет полная замена шпал. Современные железобетонные шпалы рассчитаны на конкретную ширину колеи и снабжены специальными площадками для установки рельсов.

Изменить их под европейский стандарт невозможно. Если деревянные шпалы, используемые в прошлом, позволяли просто передвигать крепления, то с железобетонными такое не пройдет.

Это потребует утилизации существующих шпал и массового производства новых. Для наглядного понимания масштабов: в России около 124 тысяч километров железных дорог. Умножив эту цифру на стандартную эпюру шпал — примерно 2000 штук на километр, получаем колоссальную цифру в 248 миллионов шпал.

Не меньшие сложности возникнут на производственных заводах. Придется адаптировать оборудование, разрабатывать новую конструкторскую документацию и выпускать детали для креплений, подходящих к новой колее. Не стоит забывать и о специальных типах шпал для кривых участков дороги, мостов и других конструкций. К примеру, для мостов требуется уникальный тип шпал с отверстиями для монтажа контруголков. Подобные технические нюансы многократно усложняют задачу.

Стрелочные переводы

Не останутся без изменений и стрелочные переводы, конструкция которых слишком сложна, чтобы обойтись малой модернизацией. Это затронет не только бетонные брусья, но и всю систему путевой техники, которая сейчас заточена под стандарт 1520 миллиметров. Некоторая техника, вероятно, окажется неспособной функционировать на новой ширине колеи.

Замена или модификация подвижных составов

Помимо инфраструктуры, изменения затронут и подвижной состав. Колесные пары локомотивов и вагонов привязаны к ширине колеи, и их либо придется адаптировать, либо полностью заменять. Эта проблема особенно актуальна на больших станциях, где пути длиной более километра забиты составами. Их придется где-то размещать на время реконструкции, что само по себе создает дополнительные трудности.

Советский опыт перехода с колеи 1524 на 1520 миллиметров в 1970-х годах часто упоминается как пример удачной модернизации, однако тогда не требовалось замены колесных пар. А вот полный переход на европейский стандарт станет вызовом совершенно иного масштаба. Множество деталей, начиная с инфраструктуры и заканчивая подвижным составом, требуют колоссальных изменений.

Интересный факт: ширина европейской колеи в 1435 миллиметров, известная как «стефенсоновская», была выбрана по исторической случайности. Первоначально она соответствовала ширине колесной базы вагонов, которые использовали на конных дорогах в Великобритании. Эти размеры, в свою очередь, восходят к ширине колеи древнеримских повозок, адаптированной под следы колесных осей. Таким образом, современная европейская железнодорожная инфраструктура уходит корнями в далекое прошлое, к эпохе Римской империи.

В тренде 🔥
Moto X70 Air уже в продаже: 6 мм, IP69 и флагманская мощь
Moto X70 Air уже поступил в продажу! Рассказываем, что предлагает новинка от Motorola.
ASUS запускает Wi-Fi 7-роутер с искусственным интеллектом: конец лагам в играх
Умный Wi-Fi приходит в дом
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
iPhone 17 рекордно подешевели в России: когда покупать, чтобы не переплатить?
iPhone 17 внезапно подешевели, причем сразу вся линейка. Рассказываем, стоит ли покупать сейчас, чтобы сэкономить.
iQOO 15 выходит глобально: Ray Tracing и батарея 7000 мА·ч удивили даже фанатов
Смартфону iQOO 15 удалось удивить даже фанатов. Теперь же «зверь» покинет Китай и станет доступен во всем мире.
Кольцо против гипертонии: Oura тестирует умный контроллер давления
Oura разработала уникальное кольцо, способное распознать гипертонию. Причем для этого даже не нужна манжета, как в случае с обычными тонометрами.
iQOO Neo 11: смартфон, который сделал ASUS ROG ненужным?
ASUS ROG снискал большую популярность, но теперь у него появился весьма сильный конкурент в лице iQOO Neo 11.
OnePlus 15 уже вышел в Китае: 165 Гц, 7300 мА·ч, Snapdragon 8 Elite — новый стандарт флагманов
OnePlus 15 уже появился в Китае. За приемлемую стоимость производитель предлагает мощное железо и не только.
Алиса AI теперь в наушниках: «Яндекс» показал новое поколение ИИ-гаджетов
Представьте: вы идёте по улице, не доставая смартфон, а ваши мысли и идеи уже фиксируются голосом — и тут же превращаются в заметки, напоминания и планы.
ASUS ROG GR70 доказывает: игровой мини-ПК может быть мощнее консоли
Когда привычная игровая консоль вдруг кажется устаревшей на фоне мини-ПК, стоит задуматься — именно с таким эффектом появляется ASUS ROG GR70
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт