Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему у корабля винт сзади, если у самолета спереди?

Обновлено 25.08.2025 в 10:00
23 февраля 2025
Юрий Попович

Существует одна интересная особенность, объединяющая корабли и винтовые самолёты – оба этих вида транспорта приводятся в движение при помощи винтов. Однако их расположение разительно отличается: у самолётов винт чаще всего находится спереди, а у кораблей – сзади. Это кажется удивительным, ведь принцип их работы схож. Но у такого конструктивного различия есть множество причин, которые не всегда лежат на поверхности.

Когда только начиналось развитие авиации, строгих правил относительно размещения воздушного винта не существовало. Инженеры экспериментировали с конструкцией, пытаясь найти оптимальное решение. На первых порах пропеллеры устанавливали в задней части аппарата, чтобы они не мешали пилоту, однако довольно быстро выяснилось, что переднее расположение куда эффективнее.

Наиболее удобным и эффективным вариантом стало крепление винта спереди, непосредственно к двигателю или через ременную передачу. Позже, когда основные принципы полёта были изучены, это решение стало стандартом. Иногда встречались модели с задним винтом, но подобные проекты требовали значительных доработок в аэродинамике и конструкции. Даже когда начали активно использовать двухмоторную схему, разработчики не изменили традиции – практика доказала, что такая компоновка значительно удобнее и эффективнее.

Хотя встречались и исключения, это были, как правило, небольшие воздушные суда, где расположение винта не имело критического значения. Однако для инженеров работа с задним винтом была куда сложнее, поскольку он влиял на аэродинамические характеристики и требовал серьёзной адаптации конструкции. Некоторые современные модели, например гидросамолёт ICON A5, используют подобные решения. Есть даже такие, где пропеллеры размещены и спереди, и сзади, как у Cessna Skymaster (336/337). Но такие схемы не получили широкой популярности из-за специфических особенностей эксплуатации.

В отличие от самолётов, у кораблей вопрос размещения гребного винта изначально решился в пользу кормы. Это объясняется просто – там же находился руль. Однако со временем, когда кораблестроение развивалось, инженерам приходилось решать множество технических задач, и управление судном было одной из них. По этой причине схема постоянно дорабатывалась, и в итоге появилось огромное количество разновидностей, отличающихся положением, размером и количеством винтов. Всё это зависело от назначения корабля и его характеристик. Некоторые плавсредства вообще обходятся без гребных винтов – вместо них в задней части устанавливается мотор с пропеллером, как у глиссеров, предназначенных для передвижения по мелководью. Тем не менее традиционная схема с винтом на корме остаётся доминирующей, и от неё никто не собирается отказываться.

Главная причина такого различия в расположении винтов заключается в особенностях их работы. Передний авиационный винт буквально ввинчивается в воздух, создавая тягу и перемещая самолёт вперёд – за это его называют тянущим. В свою очередь, гребной винт на корабле работает по иному принципу: он забирает воду из-под корпуса и отбрасывает её назад, что создаёт силу, толкающую судно вперёд. Такое различие и определяет их размещение: для самолёта передний винт наиболее эффективен, а для корабля – задний. Хотя это далеко не единственные причины.

Одним из важных факторов в пользу переднего винта у самолёта является его влияние на подъёмную силу. На многовинтовых самолётах пропеллеры обычно располагаются перед крыльями, а не позади. Это объясняется тем, что их работа создаёт дополнительное давление под крылом, что уменьшает время разгона и облегчает взлёт. Если же винты находятся сзади, этот эффект исчезает, что требует внесения серьёзных конструктивных изменений. Разница между тянущим и толкающим винтом для самолёта существенна: первый увеличивает подъёмную силу и помогает взлететь, а второй, хоть и даёт большую скорость, делает управление более сложным. Комбинированное использование обоих типов винтов было бы наиболее выгодным, но такая конструкция получается слишком тяжёлой и громоздкой, что и продемонстрировал Cessna Skymaster, столкнувшийся с рядом недостатков.

Для кораблей наиболее выгоден именно толкающий винт, расположенный сзади. Если бы он находился спереди, судно постоянно двигалось бы в бурлящей воде, создаваемой собственной кильватерной струёй. Это вызывало бы сильную вибрацию и мешало бы плавному движению. Задний винт, напротив, обеспечивает стабильность и облегчает управление. Поскольку корабли движутся сравнительно медленно, быстрая смена курса для них затруднена. Однако если гребной винт направляет мощный поток воды на руль, поворот выполняется быстрее и точнее. Кроме того, в случае столкновения основная сила удара приходится на носовую часть, а не на винт, что позволяет судну сохранить маневренность.

Несмотря на распространённость классической схемы, существуют и исключения. Например, у огромных круизных лайнеров, которые представляют собой целые плавучие города, управление требует особых решений. Из-за их габаритов и инерции быстро изменить курс невозможно, поэтому на таких судах устанавливаются азимутальные подруливающие устройства – специальные механизмы с винтами в носовой части, позволяющие корректировать направление движения.

Другое исключение – ледоколы. Они оснащаются двумя, а иногда и четырьмя гребными винтами, причём один из них может находиться спереди. Однако его функция не в том, чтобы двигаться назад – он работает в том же направлении, что и остальные, но при этом удаляет воду из-подо льда, облегчая процесс его разрушения. А на огромных контейнеровозах устанавливаются одни из самых больших винтов, чтобы обеспечить достаточную скорость при перевозке тяжёлых грузов.

Таким образом, расположение винтов у самолётов и кораблей определяется рядом факторов: особенностями работы, аэродинамическими и гидродинамическими характеристиками, а также задачами, которые выполняет транспортное средство. Несмотря на редкие исключения, классическая схема с передним винтом у самолётов и задним у кораблей остаётся наиболее эффективной и востребованной.

Смотрите также
10 мм = +22% риска: как тонометр дома ловит утренние скачки давления
Рассказываем о важности утренней проверки артериального давления, и как в этом поможет умный тонометр.
Почему утром вы пьяны по закону — и как алкотестер спасает от штрафа
Даже при небольшом содержании алкоголя в крови вы можете быть признаны пьяным, что повлечет потерю прав. К счастью, этого легко избежать.
Врачи рекомендуют: как домашний увлажнитель воздуха снижает риск ОРВИ
Идеальная влажность воздуха дома — это не только комфорт, но и забота о своем здоровье!
Можно ли зарядить смартфон наполовину за полчаса: реальный тест пауэрбанка на 30 Вт
Телефон постоянно разряжается? Теперь эта проблема легко решается с помощью обычного пауэрбанка.
Как с помощью кофемашины убрать горечь из домашнего кофе
Вкус горечи в кофе может появиться из-за добавления кипятка, даже если вы используете лучшие зерна. Эксперты советуют специальные кофеварки.
10–15% от веса: сколько должен весить рюкзак школьника
К началу учебного года разбираемся, как не перегрузить спину школьника или студента
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт