Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Почему у корабля винт сзади, если у самолета спереди?
23 февраля 2025

Существует одна интересная особенность, объединяющая корабли и винтовые самолёты – оба этих вида транспорта приводятся в движение при помощи винтов. Однако их расположение разительно отличается: у самолётов винт чаще всего находится спереди, а у кораблей – сзади. Это кажется удивительным, ведь принцип их работы схож. Но у такого конструктивного различия есть множество причин, которые не всегда лежат на поверхности.

Когда только начиналось развитие авиации, строгих правил относительно размещения воздушного винта не существовало. Инженеры экспериментировали с конструкцией, пытаясь найти оптимальное решение. На первых порах пропеллеры устанавливали в задней части аппарата, чтобы они не мешали пилоту, однако довольно быстро выяснилось, что переднее расположение куда эффективнее.

Наиболее удобным и эффективным вариантом стало крепление винта спереди, непосредственно к двигателю или через ременную передачу. Позже, когда основные принципы полёта были изучены, это решение стало стандартом. Иногда встречались модели с задним винтом, но подобные проекты требовали значительных доработок в аэродинамике и конструкции. Даже когда начали активно использовать двухмоторную схему, разработчики не изменили традиции – практика доказала, что такая компоновка значительно удобнее и эффективнее.

Хотя встречались и исключения, это были, как правило, небольшие воздушные суда, где расположение винта не имело критического значения. Однако для инженеров работа с задним винтом была куда сложнее, поскольку он влиял на аэродинамические характеристики и требовал серьёзной адаптации конструкции. Некоторые современные модели, например гидросамолёт ICON A5, используют подобные решения. Есть даже такие, где пропеллеры размещены и спереди, и сзади, как у Cessna Skymaster (336/337). Но такие схемы не получили широкой популярности из-за специфических особенностей эксплуатации.

В отличие от самолётов, у кораблей вопрос размещения гребного винта изначально решился в пользу кормы. Это объясняется просто – там же находился руль. Однако со временем, когда кораблестроение развивалось, инженерам приходилось решать множество технических задач, и управление судном было одной из них. По этой причине схема постоянно дорабатывалась, и в итоге появилось огромное количество разновидностей, отличающихся положением, размером и количеством винтов. Всё это зависело от назначения корабля и его характеристик. Некоторые плавсредства вообще обходятся без гребных винтов – вместо них в задней части устанавливается мотор с пропеллером, как у глиссеров, предназначенных для передвижения по мелководью. Тем не менее традиционная схема с винтом на корме остаётся доминирующей, и от неё никто не собирается отказываться.

Главная причина такого различия в расположении винтов заключается в особенностях их работы. Передний авиационный винт буквально ввинчивается в воздух, создавая тягу и перемещая самолёт вперёд – за это его называют тянущим. В свою очередь, гребной винт на корабле работает по иному принципу: он забирает воду из-под корпуса и отбрасывает её назад, что создаёт силу, толкающую судно вперёд. Такое различие и определяет их размещение: для самолёта передний винт наиболее эффективен, а для корабля – задний. Хотя это далеко не единственные причины.

Одним из важных факторов в пользу переднего винта у самолёта является его влияние на подъёмную силу. На многовинтовых самолётах пропеллеры обычно располагаются перед крыльями, а не позади. Это объясняется тем, что их работа создаёт дополнительное давление под крылом, что уменьшает время разгона и облегчает взлёт. Если же винты находятся сзади, этот эффект исчезает, что требует внесения серьёзных конструктивных изменений. Разница между тянущим и толкающим винтом для самолёта существенна: первый увеличивает подъёмную силу и помогает взлететь, а второй, хоть и даёт большую скорость, делает управление более сложным. Комбинированное использование обоих типов винтов было бы наиболее выгодным, но такая конструкция получается слишком тяжёлой и громоздкой, что и продемонстрировал Cessna Skymaster, столкнувшийся с рядом недостатков.

Для кораблей наиболее выгоден именно толкающий винт, расположенный сзади. Если бы он находился спереди, судно постоянно двигалось бы в бурлящей воде, создаваемой собственной кильватерной струёй. Это вызывало бы сильную вибрацию и мешало бы плавному движению. Задний винт, напротив, обеспечивает стабильность и облегчает управление. Поскольку корабли движутся сравнительно медленно, быстрая смена курса для них затруднена. Однако если гребной винт направляет мощный поток воды на руль, поворот выполняется быстрее и точнее. Кроме того, в случае столкновения основная сила удара приходится на носовую часть, а не на винт, что позволяет судну сохранить маневренность.

Несмотря на распространённость классической схемы, существуют и исключения. Например, у огромных круизных лайнеров, которые представляют собой целые плавучие города, управление требует особых решений. Из-за их габаритов и инерции быстро изменить курс невозможно, поэтому на таких судах устанавливаются азимутальные подруливающие устройства – специальные механизмы с винтами в носовой части, позволяющие корректировать направление движения.

Другое исключение – ледоколы. Они оснащаются двумя, а иногда и четырьмя гребными винтами, причём один из них может находиться спереди. Однако его функция не в том, чтобы двигаться назад – он работает в том же направлении, что и остальные, но при этом удаляет воду из-подо льда, облегчая процесс его разрушения. А на огромных контейнеровозах устанавливаются одни из самых больших винтов, чтобы обеспечить достаточную скорость при перевозке тяжёлых грузов.

Таким образом, расположение винтов у самолётов и кораблей определяется рядом факторов: особенностями работы, аэродинамическими и гидродинамическими характеристиками, а также задачами, которые выполняет транспортное средство. Несмотря на редкие исключения, классическая схема с передним винтом у самолётов и задним у кораблей остаётся наиболее эффективной и востребованной.

Смотрите также
Как я избавился от травы на дорожке без «Торнадо» и прочей химии?
Избавиться от травы на дачных дорожках проще, чем кажется. Делимся рабочим лайфхаком!
Почему Петра Великого не могли похоронить 6 лет после смерти?
Странная история произошла после смерти Петра Великого. Его не могли похоронить целых 6 лет!
Как защитить семью от опасности, которая прячется в любимых продуктах?
Ваши любимые продукты могут убивать. Как обезопасить себя и семью?
По какому запаху иностранцы определяли русских в XIX веке?
Удивительно, но в 19 веке иностранцам достаточно было уловить запах, чтобы выявить русского человека. Но что это был за запах?
Как мы обновили вид старого дома всего за 2500 рублей
Для обновления облика загородного дома не нужны крупные финансовые вложения. Рассказываем, как сэкономить и получить отличный результат!
Дерзость на пляже! Самые смелые купальники сезона 2025
Мода меняется, а вместе с ней и пляжные тренды. Узнайте, какие купальники сегодня находятся на пике популярности!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт