Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему в СССР не было зимней резины и как ездили без нее?

Обновлено 05.12.2025 в 10:00

Популярный миф из интернета гласит, что советские водители якобы круглый год ездили на летних шинах. Причиной тому называют дефицит зимней резины, что, по утверждению, значительно усложняло жизнь автовладельцам. Однако истина, как часто бывает, немного отличается.

Прежде всего, стоит отметить, что разделение на летние и зимние шины в те времена было практически незнакомо миру автомобилистов. Водители во всем мире пользовались универсальной резиной, поскольку в других видах просто не возникало необходимости. Даже сегодня зимние покрышки для грузовиков — редкость и встречаются разве что на спецтехнике, например, лесовозах.

Советская авторезина имела статус «универсальной» и подходила для использования в любое время года, так как протектор был глубже, чем у современных летних шин.

Хотя зимняя резина действительно существовала, компания Nokian начала выпускать ее еще в Финляндии в 1934 году. Но применение таких покрышек было ограничено и в основном касалось поездок по сельской местности и труднодоступным районам. Советские водители чаще всего использовали два комплекта универсальных шин: новейшие оставляли для зимы, а более изношенные — для лета. Иногда зимой прибегали к цепям или использовали «наварную» резину, где на старые колеса наносили новый слой протектора. Для обеспечения лучшего сцепления с дорогой в мороз и снег ставили съемные цепи противоскольжения на задние или все колеса.

Зимние шины, по сути, играют важную роль в обеспечении безопасности на загруженных дорогах. В те годы, когда интенсивность движения была значительно ниже, особенно в европейской части СССР, водители могли часами ехать по заснеженным трассам, не встретив ни одного автомобиля. Поскольку не было необходимости в постоянной спешке, многие предпочитали соблюдать умеренную скорость.

Также зимой редко кто решался без крайней нужды садиться за руль, оберегая свои автомобили, которые доставались с большим трудом. Поездки на работу на личной машине считались роскошью и даже вызывали порицание. В условиях зимнего вождения опытные шоферы чувствовали себя уверенно, поскольку большинство обладало отличными навыками управления, приобретенными в советских автошколах, где преподавали на высшем уровне. Тогда полученные права действительно означали компетентность, а не были результатом купленных экзаменов. Водителей наставляли избегать безрассудной езды, что совершенно не напоминало сегодняшнюю культуру дорожного поведения, где лихачество становится способом заработать одобрение в социальных сетях.

Первая настоящая зимняя шина отечественного производства появилась в 1980-х годах. Уральский шинный завод выпустил модель АИ-168У «Снежинка», которая отличалась узкой формой и грубым протектором. В сравнении с современными стандартами, управляемость на таких шинах оставляла желать лучшего, но для своего времени это был значительный шаг вперед.

Таким образом, в советские годы о разделении шин на летние и зимние почти не слышали. Движение на дорогах было менее плотным, а уровень подготовки водителей значительно выше.

В тренде 🔥
AI ныряет в бассейн: представлены Holoswim 2 Go — “умные” очки для тренировок
Holoswim 2 Go изменили плавание навсегда: теперь бассейн сам ведёт тренировку
TikTok представил AI‑смартфон ByteDance, который сам покупает вам вещи
Телефон, который умеет покупать сам — звучит как фантастика, правда? Но это уже реальность
Reebok выходит на рынок смарт-часов: дебют на платформе VitalOS
На первый взгляд — просто ещё один умный гаджет. Но Reebok готов доказать, что спорт и технологии способны идти вровень. В декабре 2025 года бренд объявил о своих первых смарт-часах на VitalOS
Пауэрбанк-монстр: Xiaomi выпустила аккумулятор с зарядкой 165 Вт
Xiaomi выпустили настоящий пауэрбанк-монстр. Рассказываем, почему его так называют и на что он способен.
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Представлен монитор Xiaomi A24i 2026: 144 Гц за цену обычного "офисника"
Xiaomi выпустили 144-герцовый монитор по цене обычного «офисника». Рассказываем, почему стоит обратить на него внимание.
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
POCO Pad M1 приехал в Россию: 12-дюймовый планшет с 10 000 мА·ч дешевле смартфона
12-дюймовый POCO Pad M1 приехал в Россию — дешевле iPhone и с мощной батареей
POCO F8 Ultra/Pro: кому нужен первый смартфон с сабвуфером?
Рассказываем, кому вообще может понадобиться новый смартфон от POCO с сабвуфером.
Китайцы встроили насос в смарт-часы: Rogbid Rowatch D3 мерят давление по-настоящему
Ещё недавно идея «насоса в часах» звучала как фантастика. А теперь — реальность, помещающаяся на запястье.
Не ставьте смартфон на беспроводную зарядку ночью
Неожиданное предупреждение инженеров
Что будет, если поругаться с ИИ?
Когда помощник выходит из-под контроля!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт