Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему в СССР не было зимней резины и как ездили без нее?

Обновлено 21.10.2025 в 10:00
6 ноября 2024
Константин Назаров

Популярный миф из интернета гласит, что советские водители якобы круглый год ездили на летних шинах. Причиной тому называют дефицит зимней резины, что, по утверждению, значительно усложняло жизнь автовладельцам. Однако истина, как часто бывает, немного отличается.

Прежде всего, стоит отметить, что разделение на летние и зимние шины в те времена было практически незнакомо миру автомобилистов. Водители во всем мире пользовались универсальной резиной, поскольку в других видах просто не возникало необходимости. Даже сегодня зимние покрышки для грузовиков — редкость и встречаются разве что на спецтехнике, например, лесовозах.

Советская авторезина имела статус «универсальной» и подходила для использования в любое время года, так как протектор был глубже, чем у современных летних шин.

Хотя зимняя резина действительно существовала, компания Nokian начала выпускать ее еще в Финляндии в 1934 году. Но применение таких покрышек было ограничено и в основном касалось поездок по сельской местности и труднодоступным районам. Советские водители чаще всего использовали два комплекта универсальных шин: новейшие оставляли для зимы, а более изношенные — для лета. Иногда зимой прибегали к цепям или использовали «наварную» резину, где на старые колеса наносили новый слой протектора. Для обеспечения лучшего сцепления с дорогой в мороз и снег ставили съемные цепи противоскольжения на задние или все колеса.

Зимние шины, по сути, играют важную роль в обеспечении безопасности на загруженных дорогах. В те годы, когда интенсивность движения была значительно ниже, особенно в европейской части СССР, водители могли часами ехать по заснеженным трассам, не встретив ни одного автомобиля. Поскольку не было необходимости в постоянной спешке, многие предпочитали соблюдать умеренную скорость.

Также зимой редко кто решался без крайней нужды садиться за руль, оберегая свои автомобили, которые доставались с большим трудом. Поездки на работу на личной машине считались роскошью и даже вызывали порицание. В условиях зимнего вождения опытные шоферы чувствовали себя уверенно, поскольку большинство обладало отличными навыками управления, приобретенными в советских автошколах, где преподавали на высшем уровне. Тогда полученные права действительно означали компетентность, а не были результатом купленных экзаменов. Водителей наставляли избегать безрассудной езды, что совершенно не напоминало сегодняшнюю культуру дорожного поведения, где лихачество становится способом заработать одобрение в социальных сетях.

Первая настоящая зимняя шина отечественного производства появилась в 1980-х годах. Уральский шинный завод выпустил модель АИ-168У «Снежинка», которая отличалась узкой формой и грубым протектором. В сравнении с современными стандартами, управляемость на таких шинах оставляла желать лучшего, но для своего времени это был значительный шаг вперед.

Таким образом, в советские годы о разделении шин на летние и зимние почти не слышали. Движение на дорогах было менее плотным, а уровень подготовки водителей значительно выше.

В тренде 🔥
Представлена смарт-камера для унитаза, которая следит за своим владельцем
Представлена камера, которую нужно размещать прямо в унитазе. Рассказываем, зачем это нужно, и что на счет конфиденциальности.
Yandex Go готовит транспорт будущего: всё — от самоката до метро — в одном клике
Яндекс планирует создать единую сетевую структуру для комфортного перемещения и пользования всеми видами транспорта.
Kohler внедряет ИИ в туалет: почему Dekoda может стать новым Apple Watch для кишечника
Когда вы в следующий раз присаживаетесь на унитаз, подумайте не только о том, чтобы сделать своё дело — подумайте о том, что он может сделать для вас.

Сбой в ВТБ: клиенты не могли оплатить даже метро — банк объяснил, что случилось
Утро 20 октября началось для многих москвичей с короткой, но тревожной фразы: «Оплата не прошла».
Без водителя и по тем же тарифам: “Яндекс” запускает роботакси
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что стоите на тротуаре и ждёте такси, которое… само к вам подъедет? Без водителя, без слов, просто точно по маршруту.
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Amazon “сломала интернет”: сбой AWS положил Snapchat, Fortnite и банки
Когда утром 20 октября 2025 года миллионы людей по всему миру вдруг поняли, что не могут войти в Snapchat или запустить Fortnite
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
ИИ-макияж в Google Meet: теперь можно не бояться включать камеру
Когда вы в следующий раз окажетесь на видеозвонке и не успеете «причесаться, накраситься, собраться» — просто включите режим ИИ-макияжа.
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт