Безмолвие ночи. В полной тишине незаметно прокрадывается вор. Осторожно ступая, он продвигается по дому, надеясь остаться незамеченным. Однако каждый его шаг отчетливо слышен. Каким образом такое возможно? Об этом расскажет удивительная история японского инженерного гения, корни которой уходят в глубь веков.
Вернемся в XVII столетие. В центре Японии, в то время — в Киото, столице государства, был возведён архитектурный шедевр — замок Нидзё. Его строительство началось в 1603 году и продолжалось до 1626 года. Этот внушительный дворец служил официальной резиденцией правящей династии сёгунов Токугава. Ради безопасности центральные здания были обнесены прочными стенами, а по периметру проходил широкий ров с водой. Однако не только внешние укрепления охраняли покой правителя — уникальные особенности внутренней конструкции здания стали настоящей ловушкой для любого злоумышленника.
Секрет скрывался в полу. Особая укладка деревянных досок на опорные балки делала пол не просто частью интерьера, а настоящим охранным механизмом. Для настила использовалась древесина японского кипариса, которую крепили с помощью длинных металлических скоб. Эти крепления, размером около 12–15 сантиметров, помещались между балками, и в каждую скобу встраивался шип, который, при шаге человека, начинал слегка двигаться. При соприкосновении металла с древесиной возникал необычный звук — тонкий, переливчатый, схожий с пением лесной птицы.
Такой необычный тип пола получил название «угуисубари», что на японском языке складывается из слов «угуису» — соловей и «бари» — натяжение. Поющие полы стелили в коридорах, ведущих к покоям императора, и каждый шаг по ним превращался в мелодичное предупреждение. Эти доски были устроены так, что при любой попытке пройти по ним бесшумно, человек сам вызывал звучание — и чем осторожнее он двигался, тем отчетливее звучала эта своеобразная "тревога".
Особенно интересным был эффект, когда кто-то передвигался на цыпочках. Поскольку вес тела сосредотачивался на малой площади, давление на доску возрастало, и в результате "песнь соловья" становилась только громче. По сути, чем тише пытался быть человек, тем заметнее становилось его присутствие. Это делало подобную конструкцию по-настоящему эффективной системой безопасности.
В дневное время полы наполняли дворец веселыми звуками: по залам бегали дети, спешили служанки, шли важные гости. В такие моменты покрытие пола превращалось в необычный музыкальный инструмент, создающий легкое и жизнерадостное настроение. С наступлением темноты картина менялась. По помещениям тихо проходили стражники, заранее согласовав последовательность шагов. Наступая на нужные доски, они словно «исполняли» особую звуковую комбинацию. Если же звучание отличалось от привычной мелодии, это немедленно служило сигналом тревоги — во дворце кто-то посторонний.
Со временем мастера начали совершенствовать это изобретение и добились того, что отдельные участки пола могли воспроизводить звуки, напоминавшие пение различных видов птиц. Это добавляло еще больше тонкости и изящества в функциональность такой «живой» архитектуры.
Хотя подобные системы со временем исчезли из новых зданий, история сохранила их в памятниках архитектуры. Сегодня почувствовать на себе действие этой необычной сигнализации можно, прогуливаясь по коридорам дворца Нидзё или посещая храм Тион-ин в Киото. Звуки, некогда служившие защитой от ночных незваных гостей, сегодня поражают туристов своим очарованием и изобретательностью ушедшей эпохи.