Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Советские поезда, которые были быстрее «Сапсана»

Обновлено 05.12.2025 в 10:00

Советский Союз, известный своими значительными достижениями в области промышленного и технического развития, оставил в наследие множество интересных фактов. Однако о создании скоростных поездов в эпоху социализма говорится крайне мало.

Задолго до появления современных высокоскоростных поездов, таких как «Сапсан», в СССР велись разработки тепловозов и электровозов, способных развивать скорости, сопоставимые с нынешними стандартами. Эти достижения стали свидетельством технологического потенциала той эпохи.

Первым настоящим техническим прорывом в машиностроении того времени стал скоростной поезд под названием «Красная стрела». Его создание пришлось на годы восстановления страны после разрушений, вызванных борьбой за независимость и строительство социалистического государства. В те годы железнодорожное хозяйство находилось в плачевном состоянии. Множество станций и локомотивов было разрушено, а оставшиеся от царской России вагоны требовали постоянного ремонта. Опоздания поездов и отсутствие комфорта стали обыденностью.

В 1931 году Иосиф Сталин лично инициировал запуск скоростного поезда, который связал бы Москву и Ленинград. Первый тестовый рейс состоялся 9 июня того же года. Несмотря на технические трудности, возникшие на обратном пути, поезд успешно преодолел расстояние между двумя столицами за 9 часов 48 минут. Это было достижением, учитывая, что средняя скорость составляла 75-80 км/ч, а на отдельных участках поезд развивал до 93 км/ч.

«Красная стрела» была признана значимым успехом, хотя и имела свои недостатки. В предвоенные годы для обслуживания этого маршрута на Коломенском заводе разработали два паровоза, способных развивать скорость до 150-160 км/ч.

Однако Вторая мировая война временно приостановила развитие проекта. В 1950-е годы началось производство цельнолитых вагонов, рассчитанных на скорость более 200 км/ч.

Новый этап в истории советских скоростных поездов начался с появлением экспресса «Аврора». С использованием чехословацких электровозов ЧС-2 в 1963 году стало возможно создание поезда, превосходящего «Красную стрелу» по скорости.

Специально для этого маршрута Калининский вагоностроительный завод разработал уникальные вагоны с тележками, которые позволяли развивать скорость до 180 км/ч. Пассажиры отмечали комфортность салонов, спроектированных с учетом высоких скоростей. Первый рейс «Авроры» преодолел маршрут Москва-Ленинград за пять с половиной часов, что стало новым рекордом.

Однако история «Авроры» омрачена трагедией. В 1988 году поезд сошел с рельсов на скорости 155 км/ч из-за нарушения эксплуатации железнодорожных путей. Авария привела к гибели 31 человека, а более 100 получили травмы. Расследование выявило, что одной из причин большого числа жертв стало недостаточно надежное крепление багажных полок, которые оторвались при резком торможении. После этого инцидента советские вагоны заменили на немецкие, где конструкции были лишены лежачих мест.

В 1960-х годах был представлен проект, предусматривающий запуск поездов с максимальной скоростью до 250 км/ч на маршруте Москва-Сочи. Разработкой занимался Рижский завод электропоездов в сотрудничестве с десятками научных и конструкторских коллективов. В 1973 году был выпущен первый опытный образец скоростного поезда ЭР-200. Для облегчения конструкции использовали алюминиевые элементы, а ход состава делали мягким за счет дисковых и других современных тормозных систем. Автосцепки, позаимствованные из метро, обеспечивали надежность соединения вагонов.

Испытания нового состава продолжались вплоть до 1980-х годов, в течение которых поезд совершенствовали. Максимальная скорость составила 210 км/ч, что практически сравнимо с современным «Сапсаном». Эти достижения показали, что СССР был способен конкурировать в области высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Советский Союз не только развивал скоростные поезда для пассажирских перевозок, но и экспериментировал с уникальными концепциями на грани фантастики. Одним из таких проектов стал аэродинамический поезд-лаборатория «СМ-2», разработанный в 1970-х годах. Этот вагон-ускоритель, оснащённый мощным реактивным двигателем, предназначался для изучения поведения поездов на экстремально высоких скоростях. Во время испытаний он достигал невероятной отметки в 250 км/ч, что стало рекордом для советских железнодорожных разработок того времени. Хотя проект так и не был воплощён в серию, он оказал влияние на последующее поколение скоростных составов.

В тренде 🔥
AI ныряет в бассейн: представлены Holoswim 2 Go — “умные” очки для тренировок
Holoswim 2 Go изменили плавание навсегда: теперь бассейн сам ведёт тренировку
TikTok представил AI‑смартфон ByteDance, который сам покупает вам вещи
Телефон, который умеет покупать сам — звучит как фантастика, правда? Но это уже реальность
Reebok выходит на рынок смарт-часов: дебют на платформе VitalOS
На первый взгляд — просто ещё один умный гаджет. Но Reebok готов доказать, что спорт и технологии способны идти вровень. В декабре 2025 года бренд объявил о своих первых смарт-часах на VitalOS
Пауэрбанк-монстр: Xiaomi выпустила аккумулятор с зарядкой 165 Вт
Xiaomi выпустили настоящий пауэрбанк-монстр. Рассказываем, почему его так называют и на что он способен.
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Представлен монитор Xiaomi A24i 2026: 144 Гц за цену обычного "офисника"
Xiaomi выпустили 144-герцовый монитор по цене обычного «офисника». Рассказываем, почему стоит обратить на него внимание.
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
POCO Pad M1 приехал в Россию: 12-дюймовый планшет с 10 000 мА·ч дешевле смартфона
12-дюймовый POCO Pad M1 приехал в Россию — дешевле iPhone и с мощной батареей
POCO F8 Ultra/Pro: кому нужен первый смартфон с сабвуфером?
Рассказываем, кому вообще может понадобиться новый смартфон от POCO с сабвуфером.
Китайцы встроили насос в смарт-часы: Rogbid Rowatch D3 мерят давление по-настоящему
Ещё недавно идея «насоса в часах» звучала как фантастика. А теперь — реальность, помещающаяся на запястье.
Не ставьте смартфон на беспроводную зарядку ночью
Неожиданное предупреждение инженеров
Что будет, если поругаться с ИИ?
Когда помощник выходит из-под контроля!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт