Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Удивительная история "Советского Кадиллака", покорившего Европу

Обновлено 18.10.2025 в 10:00
25 декабря 2024
Константин Назаров

В 1959 году на ЗиЛе группа молодых энтузиастов решилась на необычный проект. В обход высшего руководства завода они задумали создать уникальный автомобиль, сочетающий черты лимузина и микроавтобуса. Для реализации своей идеи команда выбрала в качестве основы платформу от лимузина ЗиЛ-111. Вот такого:

Новый проект получил кодовое название "Юность".Машина должна была отличаться мощным восьмицилиндровым двигателем и автоматической гидромеханической коробкой передач, позаимствованной у лимузина.

Конструкция была выполнена в вагонной компоновке, что обеспечивало просторный салон, рассчитанный на 17 человек.

Весной 1962 года, спустя три года с начала работы, автомобиль отправился на официальные испытания. Именно тогда он получил заводской индекс ЗиЛ-118. Пройдя все необходимые тесты, "Юность" предстала перед Никитой Хрущевым. Генсек выразил свое одобрение, но серийный выпуск автомобиля натолкнулся на сложные бюрократические барьеры.

О модели узнали за пределами СССР лишь в 1967 году. Советский микроавтобус стал участником всемирного конкурса во Франции, где ему пришлось состязаться с множеством иностранных машин. Результат оказался триумфальным: ЗиЛ-118 завоевал победу сразу в 12 номинациях, вызвав восторг как у прессы, так и у автомобильных экспертов Европы. Вот памятное фото команды ЗИЛ с призами:

Несмотря на международное признание, массовое производство модели так и не началось. Завод выпускал небольшие партии автомобилей, которые использовались для испытаний на дорогах СССР. Однако интерес к машине распространился и за океан. Генри Форд младший, представитель знаменитой автомобильной династии, посетил Советский Союз, чтобы предложить приобрести права на проект. Американский автопром был готов включить этот шедевр в свою линейку. Тем не менее советские власти отказались от сделки, мотивируя решение политическими соображениями.

Производственные планы неоднократно переносились, и в итоге ЗиЛ-118 остался редким образцом с уникальными техническими характеристиками и запоминающимся дизайном. Сегодня от этого проекта сохранились лишь несколько экземпляров, один из которых находится в Музее ЗиЛ в Сокольниках. Там можно изучить этот раритетный микроавтобус во всех подробностях.

Водительское место ЗиЛ-118 отличает необычная компоновка. Большая часть пространства занята мощным двигателем, который закрыт специальным кожухом. Приборная панель лаконична, но при этом обеспечивает водителю всю необходимую информацию. Под правой рукой удобно расположен хромированный рычажок, отвечающий за переключение диапазонов автоматической коробки передач.

Пассажирская зона отделена от кабины прозрачной перегородкой, а салон буквально утопает в свете благодаря большим окнам и встроенному в крышу сдвижному люку. Уровень комфорта впечатляет: отдельные кресла для каждого пассажира, индивидуальное освещение, радиоприемник и даже хромированные крючки для одежды.

История этого советского микроавтобуса – отражение судьбы многих смелых, но не реализованных проектов. Сегодня "Юность" напоминает о достижениях и противоречиях отечественного автопрома, оставивших свой след в мировой автомобильной культуре.

Кстати, любопытно, что ЗиЛ-118 "Юность" был не только технологической инновацией, но и стал своего рода символом советского подхода к автопроизводству. Его дизайн оказал влияние на создание некоторых моделей, выпускаемых в других странах. Например, архитектура салона и характерное остекление вдохновили ряд иностранных производителей, включая французские и итальянские компании, которые позже использовали схожие идеи в своих моделях микроавтобусов.

В тренде 🔥
Сбер стал оператором для путешественников: eSIM дешевле роуминга
Когда вы слышите слово «Сбер», на ум приходят банковские продукты, кредиты, доставка — но точно не телеком. Однако в октябре 2025 года банк официально заявил: теперь он и оператор связи.
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
ИИ-макияж в Google Meet: теперь можно не бояться включать камеру
Когда вы в следующий раз окажетесь на видеозвонке и не успеете «причесаться, накраситься, собраться» — просто включите режим ИИ-макияжа.
Яндекс готовит революцию: «Алиса» станет мощнее любого смартфона
Интрига: что готовит Яндекс и почему все говорят о «революции»
ClayRat — вирус, который выдает себя за вас: МВД бьёт тревогу
Вы получаете сообщение от друга с короткой ссылкой. Ничего подозрительного — ведь это знакомый человек.
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
iPhone 17 Air обрушил рынок: в России дешевле, чем у самих американцев
Такого ещё не было — в России новый iPhone дешевле, чем в США.
VK превращает «Max» в суперприложение: Яндекс.Карты внутри, Google — за бортом
Представьте: вы открываете чат — и прямо там же видите карту города, строите маршрут, делитесь локацией, не покидая диалога.
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт