Южный Урал — край с характером, в котором суровость природы и душевность людей сплетаются в особую атмосферу. О нас часто складывают образ, будто уральцы — это такие непоколебимые мужики в ватниках и ушанках, с бутылкой водки в одной руке и возможностью пожать лапу медведю другой. Однако стоит только добавить к слову "Урал" приставку "Южный", как картина в голове собеседника меняется на противоположную. Тут уже и шлёпанцы вместо валенок, и в руках не крепкий напиток, а модный коктейль со льдом, а на плече — не зверюга из леса, а небольшая, почти домашняя обезьянка. Магия одного слова — и стереотипы рушатся.
На деле же, климатические реалии Южного Урала порой не уступают сибирским морозам. Часто бывает так: смотришь прогноз, в Новосибирске всего-то минус пять, а за твоим окном уже под -25, и даже лайка, привыкшая к холоду, уползает под стол и отказывается выходить на улицу, огрызаясь на тебя возмущённым лаем. К чему всё это? Да к тому, что природа у нас переменчивая и непредсказуемая. За каких-нибудь пару часов ветер может согнать со степей такой снежный вихрь, что дорожная техника просто не успевает засыпать трассы. Машины замирают в белых ловушках, и вдруг, как в сказке, где-то в глубине метели появляется Дед Мороз, стучит своим ледяным посохом по стеклу и с добродушной строгостью спрашивает: "Снегурку не видал? Ну тогда получай свои -35!".
Как-то по делам довелось съездить в Оренбург. От родного Магнитогорска до него — порядка 430 километров по степям и перевалам. На пути туда мы долетели в отличном настроении: солнце светит, небо чистое, дорога свободная — время в дороге пролетело незаметно. Обратный путь, однако, превратился в совсем другую историю. Всё начиналось невинно: около четырёх дня — яркое солнце, ни облачка. Казалось, что ничего не предвещает беды. Но уже через час всё изменилось. Температура резко упала до -30, поднялся пронизывающий ветер, пошёл густой снег, который моментально превратил дорогу в белую пустоту. Противотуманные фары и осторожность не спасали — с трассы можно было слететь в любой момент. В итоге добрались мы домой не к десяти вечера, как планировали, а ближе к двум ночи.
Позже стало известно, что в ту ночь на трассе застряло несколько сотен человек. Мороз оказался не просто лютым — он унес жизни семерых, десятки людей получили сильные обморожения, некоторые даже лишились конечностей. Люди, конечно, негодовали — кто-то обвинял власть, кто-то — дорожные службы, но в таких условиях, когда сугробы достигают двух-трёх метров, мгновенно расчищать сотни километров невозможно, даже если задействованы все силы МЧС.
Однако удивило и другое: среди тех, кто оказался заперт в снежной западне, были и такие, кто сумел дожить до приезда спасателей без особого дискомфорта. Некоторые даже поспали — без верхней одежды, в остывающих салонах автомобилей. И самое удивительное — у некоторых после этого ещё и бензин остался, так что, когда дорогу прочистили, они спокойно продолжили путь. Как им это удалось?
Оказывается, опытные водители, особенно те, кто регулярно ездит по трассам зимой — будь то на «Ларгусах» или «Газелях» — хорошо знают, что такое настоящая зима, и потому не полагаются только на штатный обогрев автомобиля. У них с собой всегда есть альтернативные источники тепла. У кого-то — современные газовые обогреватели, которые работают от маленьких баллонов. Один такой баллон способен обогревать салон машины 2-3 часа, а если чередовать их с периодическим запуском двигателя, можно спокойно продержаться сутки и дольше.
Но есть и более оригинальные решения. Одно из них — самодельная грелка, сделанная на базе обычного армейского котелка. Увидев такое устройство впервые, я и не сразу понял, что это за странный предмет с дырками. Даже пошутил про "боевые отметины после приёма пищи", но водитель только усмехнулся и объяснил, как всё работает.
Котелок, модифицированный под зимнюю печку, — это настоящая находка для водителей. В крышке и корпусе проделаны отверстия разного размера, внутри — свечи, аккуратно нарезанные по высоте. Пара коробков спичек тоже всегда в комплекте. Когда становится слишком холодно, водитель выключает двигатель, использует всё, что есть в машине — чехлы, накидки, даже старые газеты — чтобы изолировать окна и сохранить тепло. Некоторые даже делают перегородку внутри салона, чтобы меньше пространства нужно было обогревать.
Обязательно оставляется небольшая щель в окне — чтобы не угореть. Затем в дело идёт грелка: свеча зажигается, ставится на коробки спичек, сверху надевается крышка котелка — и через несколько минут в машине становится значительно теплее. Благодаря сквозняку, созданному продуманной системой отверстий, пламя не гаснет, а корпус устройства эффективно нагревается. Половинка одной свечи — это три часа тепла. А если окна хорошо завешены, внутри салона можно поддерживать комфортные 14-18 градусов.
Парадоксально, но именно такие простые, почти кустарные решения оказываются самыми надёжными. Газ может закончиться, баллон — оказаться с браком, а свеча в котелке подведёт разве что в ураган. Нам тогда повезло, но воспоминания о той ночи ещё долго не отпускали. Не хочется больше попадать в такую ловушку, а тем более — представлять, что чувствовали люди, у которых не было ничего, кроме бензина и надежды, которая таяла вместе с остатками топлива.