Когда юноши и девушки достигают определённого возраста, между ними зарождается особое волнение, которое со временем перерастает в более глубокие чувства. Молодой человек находит ту единственную, которая заставляет его сердце биться быстрее, а девушка, подобно весеннему цветку, раскрывается навстречу новым эмоциям. Однако не всегда эта история завершается свадьбой и счастливым будущим.
Наивные мечты влюблённых о беззаботной жизни вдвоём часто сталкиваются с суровой реальностью. Родители, обладая жизненным опытом, понимают, что одних лишь чувств недостаточно для крепкого брака. Они стремятся, чтобы союз их ребёнка обеспечил финансовую стабильность и благополучие семьи, поэтому тщательно оценивают возможных жениха или невесту. Нередко такие размышления приводят к отказу в браке.
Для молодого человека подобный отказ может стать серьёзным испытанием, но не всегда приводит к расставанию. Если чувства действительно крепкие, парень может решиться на древний обычай — похищение невесты. Этот ритуал своими корнями уходит в далёкое прошлое. Даже в летописях отмечалось, что у древних племён не существовало традиционных брачных церемоний — девушки просто похищались у водоёмов. Чаще всего такие побеги происходили по обоюдному согласию, и невеста принимала активное участие в этом процессе. Однако иногда девушка испытывала страх перед родителями или сомневалась, и тогда похищение происходило насильственно. После нескольких дней, проведённых вдали от родного дома, молодые возвращались уже в статусе мужа и жены, вынуждая родителей признать их союз.
Иногда, однако, мужчина, проведя время с избранницей, пересматривал своё решение, осознавая, что не хочет связывать с ней свою жизнь. Либо же родители девушки отказывались принимать похитителя в семью. В таких случаях дело могло дойти до церковного суда, куда подавалась жалоба на мужчину. Семейные и брачные вопросы на Руси традиционно решались представителями духовенства, а с XI века существовал Устав князя Ярослава, определявший нормы поведения и наказания за проступки в сфере отношений между мужчинами и женщинами. Закон был достаточно мягким по сравнению с византийскими аналогами, но наказание всё же было серьёзным.
Судебное разбирательство обычно предполагало выплату штрафа. Часть его передавалась пострадавшей девушке, а другая часть — церковным властям. Помимо этого, виновного могли подвергнуть духовному наказанию: лишить права посещать храм, обязать соблюдать строгий пост или совершать множество поклонов перед иконами. В некоторых случаях дело передавалось и княжескому суду, где предусматривались дополнительные санкции.
Если же похищение девушки сопровождалось насилием, ситуация становилась гораздо серьёзнее. В таком случае речь шла уже не о традиционном умыкании, а о преступлении, наказание за которое было более жёстким. Виновный должен был выплатить огромный штраф, а если не мог этого сделать, его обращали в холопство, и он вынужден был отрабатывать долг, лишившись свободы.
Для девушки, чья репутация была запятнана, возможность удачно выйти замуж существенно снижалась. Если её родители были богаты, они могли компенсировать этот урон большим приданым, но в ином случае перспектива найти достойного супруга становилась призрачной. Ещё страшнее было оказаться в ситуации, когда девушка оставалась незамужней по вине своих родителей. Они могли либо не суметь обеспечить её приданым, либо отвергать всех претендентов. В таких случаях закон предписывал наложение штрафа на семью за то, что дочь осталась без брака.
Некоторые девушки, устав от ожидания, решались самостоятельно строить свою судьбу. Однако внебрачные отношения нередко приводили к ещё более тяжёлым последствиям. Рождение ребёнка без мужа подвергало женщину осуждению, а её могли отправить в монастырь или специальное церковное учреждение. Родители иногда пытались вызволить дочь из-под наказания, но даже в родном доме она вынуждена была понести церковное покаяние. Временное отлучение от причастия за подобный проступок могло длиться от трёх до десяти лет, в зависимости от обстоятельств.
Различались два вида греха: если половая связь происходила между двумя неженатыми людьми, наказание было менее суровым, чем в случае измены в браке. Однако даже за добрачные отношения виновные подвергались многолетнему отлучению от церкви. При этом срок мог быть сокращён при условии примерного поведения, строгого поста и покаяния.
Некоторые родители настолько стыдились дочерей, потерявших честь, что отказывались от них, оставляя в монастырях навсегда. Со временем это привело к тому, что женские обители превращались в места, далеко не всегда соответствовавшие своему первоначальному предназначению. Даже иностранцы, посещавшие Русь в XVII веке, замечали странные связи между монахинями и знатными мужчинами, а детей, рождённых в стенах монастыря, часто отправляли в те же обители.
Доверчивость девушки могла стать причиной ещё одной беды. Если её заманивали в дом, где находилась компания нетрезвых мужчин, она рисковала стать жертвой насилия, называемого «толокой» — группового преступления. Судебное разбирательство в таких случаях было крайне унизительным, и потеря чести практически лишала девушку возможности удачного замужества. Если богатая семья могла хоть как-то сгладить ситуацию приданым, то для бедной девушки это становилось катастрофой.
Но если всё складывалось благополучно и родители с обеих сторон договаривались о свадьбе, это соглашение закреплялось особым обрядом — разрезанием сыра. Отец невесты делил принесённый девушкой сыр на части и раздавал присутствующим. Однако даже на этом этапе могли возникнуть препятствия. Если кто-то распространял слухи о непорочности невесты, жених мог отказаться от брака. В этом случае он обязан был выплатить ей компенсацию за нанесённое оскорбление, возместить расходы её семье и заплатить штраф церкви.
Разрезанный сыр становился печальным символом разрушенных надежд. Репутация девушки могла быть разрушена окончательно, а её дальнейшая судьба зависела от обстоятельств. В отчаянии некоторые из них оказывались на самом дне общества, становясь уличными девицами. Таким образом, жизнь женщины в то время была полна рисков, а её будущее зачастую зависело не столько от собственных решений, сколько от воли родителей, случайных обстоятельств и суровых традиций.