Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
И закусил, и выпил? Зачем подводники едят заспиртованный хлеб
12 апреля 2025

Служба на подводной лодке — это не просто работа, а испытание на прочность для организма, ума и духа. Моряки, погружающиеся на долгие недели под воду, сталкиваются с особыми физическими и психоэмоциональными нагрузками. Эти особенности условий заставляют командование уделять повышенное внимание питанию экипажа. У каждого на слуху история о знаменитых ста граммах красного вина, положенных подводникам во время плавания. Но мало кто задумывается о другом, куда менее романтичном, но весьма любопытном элементе их рациона — хлебе, пропитанном спиртом.

Стоит сразу отметить, что речь идёт не о какой-то экзотике, придуманной специально для моряков. Защищённый от порчи хлеб используется и в других военных структурах, а не только на подлодках. Однако именно в условиях подводного плавания его значение становится особенно заметным. Обычный хлеб, к которому мы привыкли на суше, быстро портится — особенно в замкнутом пространстве субмарины, где влажность значительно выше обычной. Там трудно создать условия, благоприятные для длительного хранения, и потому свежий хлеб здесь — это практически недостижимая роскошь.

Для современного человека, живущего в паре минут от ближайшего магазина, значение хлеба сложно переоценить. Но любой, кто сталкивался с жёстким режимом и тяжёлой физической или умственной нагрузкой, скажет: настоящий вкус чёрного хлеба раскрывается только тогда, когда ты его по-настоящему заслужил. Подводникам, находящимся в изоляции от внешнего мира и работающим на пределе возможностей, важен не просто насыщенный, а выверенный и адаптированный рацион. Продукты должны быть сытными, стойкими к порче и при этом максимально полезными.

Проблема в том, что доставить на подлодку тёплую булку из ближайшей пекарни невозможно. Нет ни столовой на углу, ни фургона с провизией, ни армейского снабжения, способного заглянуть на борт посреди океана. В таких условиях нужно полагаться только на то, что заранее загружено в трюмы. И вот тут появляется хлеб, обработанный спиртом. В прошлом его запаивали в жестяные банки, сегодня чаще упаковывают в герметичный пластик. Такой способ позволяет сохранить продукт в течение месяцев, а то и лет — даже в среде, где плесень и сырость уничтожили бы обычную буханку за пару дней.

Интересно, что подобный хлеб применяется не только в подводных войсках, но и в армии в целом. Его хранят на случай чрезвычайных ситуаций, когда привычные логистические цепочки прерываются. В условиях войны, природных катастроф или перебоев в снабжении он становится настоящим спасением. Правда, вкус у такого хлеба, мягко говоря, специфический. Те, кому доводилось его пробовать, в один голос утверждают: удовольствия мало. Однако на голодный желудок вкус уходит на второй план. К тому же, никто не ест его прямо из упаковки. Прежде чем подать такой хлеб к столу, коки — корабельные повара — обязательно подвергают его тепловой обработке.

Процесс приготовления несложен, но требует аккуратности. Сначала свежий хлеб, пока он ещё тёплый, погружают в 96-процентный этиловый спирт. В этой среде он выдерживается от пяти до шести часов, после чего упаковывается для хранения. Когда приходит время употреблять его в пищу, хлеб извлекают, надрезают, добавляют воды и подвергают нагреву — в печи или прямо на огне. После выпаривания спирта он становится пригодным для еды. Правда, лёгкий привкус алкоголя всё равно остаётся, придавая хлебу своеобразный характер, напоминающий вкус зачерствевшей корки, вымоченной в водке.

Именно такой подход позволяет экипажу получать хлеб в самых неблагоприятных условиях. В этой истории — целая философия военной выносливости и инженерного подхода к питанию, где каждый грамм пищи должен быть рассчитан, защищён и сохранён до последней крошки.

Смотрите также
Почему старые срубы стоят по 200 лет, а новые ветшают за одно поколение?
Не задумывались, почему старые срубы служат несколько веков, а новые гниют уже через пару десятков лет?
Что установщики натяжных потолков никогда не расскажут заказчику?
Обычно эти факты о натяжных потолках тщательно скрывают, но вы должны знать всю правду!
Как на работе и в дороге питаться домашней едой, а не фастфудом?
Домашняя еда — лучший вариант, но как сохранить её вкусной и удобной для транспортировки?
Почему в Европе от сайдинга отказались, а мы его все лепим и лепим?
За пределами России сайдинг перестал быть актуальным уже давно. Но почему у нас он все еще популярен?
Как я дважды уступил нижнюю полку за одну поездку, и оба раза был обманут
Уступать места — хорошая идея, но не когда речь идет о поездах. Вот почему такие поступки могут лишь навредить.
Как красить забор, стены или мебель быстро, ровно и в любом месте?
Многие до сих пор мучаются с устаревшими методами, тратя время, нервы и лишние деньги на материалы