Вряд ли сегодня молодые девушки могут вспомнить или даже представить себе такой элемент гардероба, как комбинация. А ведь в середине XX века, особенно с 50-х по 80-е годы, этот предмет был неотъемлемой частью повседневной жизни почти каждой женщины. Комбинации были распространены не только на просторах Советского Союза, но и пользовались популярностью во многих других странах мира.
По сути, комбинация представляла собой замену нижней рубашки, которую надевали под платье. Самые простые модели шили из недорогого ситца, тогда как более утончённые и дорогие варианты изготавливали из шелка. Со временем, в 70-х годах, в моду вошли изделия из синтетических материалов. Для придания изящества и женственности их украшали кружевами, а длина, как правило, доходила до колен или немного не дотягивала до них.
Носили комбинации практически ежедневно, и это считалось нормой. И если кто-то задался бы вопросом, как же быть с брюками, то ответ довольно простой — никак. До 70-х годов женщины крайне редко надевали брюки, и даже когда они начали входить в моду, платья и юбки всё равно оставались основой женского гардероба. Если уж случалось надеть брюки, то комбинацию просто не надевали.
Однако у этого элемента одежды была и вполне практичная функция. Гигиеническая. В те годы в домах не было автоматических стиральных машин, а активаторные, даже самые простые, имелись далеко не у каждой семьи. Платья, особенно тёплые, сделанные из шерсти, стирать после каждой носки было невозможно, да и попросту неудобно. А вот комбинацию, напротив, можно было легко постирать и быстро высушить, что делало её идеальной промежуточной одеждой между телом и платьем.
Кроме того, комбинация служила своеобразным барьером между чувствительной кожей и грубыми тканями. Шерстяные материалы были плотными и часто неприятными на ощупь. Женщины с чувствительной кожей страдали от постоянного трения. Комбинация же помогала избежать этого дискомфорта, создавая дополнительный, мягкий слой.
И летом женщины не отказывались от комбинации, хотя мотивы были уже иными. Когда платья шили из лёгких и тонких тканей, то при ярком солнечном свете они начинали просвечивать, что в ту эпоху воспринималось как совершенно недопустимое. Комбинация в этом случае заменяла подъюбник, скрывая тело от посторонних взглядов. Особенно актуальным это было для тонких блузок из батиста или кружева. Ни одна уважающая себя женщина не могла позволить, чтобы её нижнее бельё — особенно бюстгальтер — было видно сквозь полупрозрачную ткань. А вот комбинация, выполненная аккуратно и эстетично, даже если слегка просвечивала, воспринималась как элемент наряда, а не нечто постыдное.
Важной особенностью комбинации была и её способность устранять проблему статического электричества. Когда появились синтетические ткани, женщины столкнулись с тем, что юбки начинали прилипать к ногам, электризоваться и задираться, что выглядело крайне неопрятно. Справиться с этим можно было двумя способами. Один из них — применение специального средства под названием «Лана», антистатик, который продавался в виде аэрозоля. Несколько пшиков — и проблема исчезала. Второй, более доступный и простой способ — снова комбинация. Она снимала статическое напряжение и предотвращала прилипание ткани к телу.
Нельзя не упомянуть и визуальную привлекательность комбинаций, особенно тех, что начали появляться в 70-х и 80-х. Если раньше красивые модели были доступны лишь единицам, кто мог достать импортные товары, то с развитием лёгкой промышленности в СССР начался выпуск вполне симпатичных моделей. Это было особенно важно на фоне не самого эстетичного белья отечественного производства. Трусики и бюстгальтеры часто выглядели скучно и безвкусно, и вот тут комбинация спасала ситуацию — она скрывала неудачное бельё, создавая более привлекательный визуальный образ. Женщины всегда стремились быть женственными и желанными, и комбинация помогала им в этом стремлении.
Сегодня же комбинации ушли в прошлое. Их можно сравнить с корсетами или подвязками для чулок — предметами, которые уже не носят ежедневно, но которые можно найти ради стилизации или создания особенного образа. Однако их наследие не забыто. Современные платья-комбинации — уже не бельё, а полноценная одежда, которую с удовольствием носят женщины, вдохновляясь модой прошлых лет.