Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Зачем к товарным составам цепляют вагоны с решетками? Там заключенные?

Обновлено 05.12.2025 в 10:00

Иногда на длинных составах грузовых поездов можно заметить странный пассажирский вагон, выделяющийся решётками на окнах. Увидев его, многие задаются вопросом: зачем он там, среди цистерн, платформ и вагонов с углём? Ответ на это кроется в специфике железнодорожной работы, о которой знают не все.

Такие вагоны называют турными, и, вопреки возможным ассоциациям, они не имеют отношения ни к туризму, ни к какой-либо развлекательной программе от железнодорожных компаний. Это вовсе не часть какого-то экстремального аттракциона вроде: «Путешествие с угольной пылью в лицо и ритмичной встряской под грохот сцепок». На самом деле у этих вагонов совершенно иное, куда более прозаичное, но важное предназначение.

Турный вагон играет роль своеобразного передвижного жилища и офиса для сотрудников, которые сопровождают грузовые или хозяйственные составы. Он используется в тех случаях, когда бригаде необходимо не просто доехать до точки назначения, а находиться в пути длительное время, выполняя при этом определённые обязанности. Такой вагон необходим, в том числе, и при так называемой турной езде.

Турной ездой называют ситуацию, при которой с одним поездом работают сразу несколько локомотивных бригад. Одна из них управляет составом, находясь в кабине локомотива, а другие в это время отдыхают — именно для этого им и нужен турный вагон. Таким образом обеспечивается непрерывность работы на длительных маршрутах, когда смена персонала происходит прямо в пути, без необходимости долгих остановок и ожиданий.

Кроме машинистов и их помощников, такие вагоны могут использоваться и другими железнодорожниками, например, сотрудниками дистанции пути. Они часто перемещаются к месту проведения ремонтных или строительных работ, и турный вагон для них становится не только транспортом, но и временным домом.

Конструкция турного вагона может быть разной. Иногда это специально спроектированный и с нуля собранный вагон с жилыми условиями. В других случаях используется переоборудованный обычный пассажирский вагон, приспособленный для нужд сопровождающего персонала. Иногда можно встретить и весьма необычные решения: например, две бытовки, установленные на железнодорожную платформу и соединённые между собой, создавая временное жилое пространство прямо на ходу.

Внутреннее устройство турного вагона практически не отличается от других технических вагонов, используемых на железной дороге, например, вагонов-рельсосмазывателей или вагонов-путеизмерителей. Внутри обычно предусмотрены купе для сна, небольшая кухня с плитой, чайником и микроволновкой, раковина, душевая и хозяйственное помещение, где хранится рабочий инвентарь. Конечно, в отличие от специализированных технических вагонов, турный не оборудован измерительной аппаратурой или системами смазки — в этом его главное отличие.

В некоторых случаях турные вагоны оснащаются компрессорами. Это необходимо при транспортировке определённых типов грузов, например, когда в составе есть думпкары или хоппер-дозаторы. Для выгрузки содержимого думпкаров, кузов которых переворачивается с помощью давления воздуха в специальных цилиндрах, как раз и нужен источник сжатого воздуха — и эта задача ложится на компрессор, установленный в турном вагоне. Те самые цилиндры, к слову, легко узнать по внешнему виду: это крупные ёмкости, закреплённые по бокам от кузова вагона.

Таким образом, турный вагон — это незаметный, но жизненно важный элемент в инфраструктуре железной дороги. Он обеспечивает непрерывность перевозок, комфорт и безопасность работников, позволяя грузовым поездам двигаться без задержек, а людям — оставаться в работе даже в условиях длительных переездов.

В тренде 🔥
AI ныряет в бассейн: представлены Holoswim 2 Go — “умные” очки для тренировок
Holoswim 2 Go изменили плавание навсегда: теперь бассейн сам ведёт тренировку
TikTok представил AI‑смартфон ByteDance, который сам покупает вам вещи
Телефон, который умеет покупать сам — звучит как фантастика, правда? Но это уже реальность
Reebok выходит на рынок смарт-часов: дебют на платформе VitalOS
На первый взгляд — просто ещё один умный гаджет. Но Reebok готов доказать, что спорт и технологии способны идти вровень. В декабре 2025 года бренд объявил о своих первых смарт-часах на VitalOS
Пауэрбанк-монстр: Xiaomi выпустила аккумулятор с зарядкой 165 Вт
Xiaomi выпустили настоящий пауэрбанк-монстр. Рассказываем, почему его так называют и на что он способен.
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Представлен монитор Xiaomi A24i 2026: 144 Гц за цену обычного "офисника"
Xiaomi выпустили 144-герцовый монитор по цене обычного «офисника». Рассказываем, почему стоит обратить на него внимание.
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
POCO Pad M1 приехал в Россию: 12-дюймовый планшет с 10 000 мА·ч дешевле смартфона
12-дюймовый POCO Pad M1 приехал в Россию — дешевле iPhone и с мощной батареей
POCO F8 Ultra/Pro: кому нужен первый смартфон с сабвуфером?
Рассказываем, кому вообще может понадобиться новый смартфон от POCO с сабвуфером.
Китайцы встроили насос в смарт-часы: Rogbid Rowatch D3 мерят давление по-настоящему
Ещё недавно идея «насоса в часах» звучала как фантастика. А теперь — реальность, помещающаяся на запястье.
Не ставьте смартфон на беспроводную зарядку ночью
Неожиданное предупреждение инженеров
Что будет, если поругаться с ИИ?
Когда помощник выходит из-под контроля!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт