Таинственные ритмы средневекового сна
В Средние века, когда не существовало электрического света и привычных нам развлечений, люди придерживались другого, нежели у нас сегодня, режима сна. Первый сон начинался примерно два часа после заката и продолжался около четырех часов. Затем наступал промежуток бодрствования, длительность которого варьировалась от одного до трех часов, и только затем начинался второй сон, который продолжался до рассвета. Эту практику в Средневековье называли "первым" и "вторым" сном (на латыни — "primus somnus" и "secundus somnus"). Археологические исследования, включая дневники и хозяйственные записи того времени, подтверждают, что такая модель сна была широко распространена по всей Европе — от Британии до Византии.
Ночная жизнь под покровом темноты
После первого пробуждения, которое, как правило, происходило между 23:00 и 01:00, средневековые люди не просто лежали в постели. Историки обнаружили множество документов XIII-XIV веков, описывающих активную деятельность в ночное время. В эти часы люди занимались различными домашними делами, молились, думали, общались с соседями или даже навещали друзей. В монастырях этот промежуток использовался для особенно сосредоточенных молитв, так как считалось, что в это время душа наиболее открыта к божественному.
Городские хроники подтверждают, что люди часто были активными и на улицах в ночные часы. Так, например, в хрониках Руана за 1356 год упоминается, что около 25% горожан использовали это время для визитов к соседям или совместных ужинов. В некоторых городах даже существовали специальные "ночные пекарни", работающие именно в эти часы, чтобы к утру был свежий хлеб.
Медицинский взгляд на двухфазный сон
Средневековые врачи считали такой режим сна вполне естественным и даже полезным для здоровья. В медицинских трактатах X-XII веков отмечается, что промежуток между снами был идеальным временем для зачатия детей, поскольку организм находился в глубоком покое. Современные исследования подтверждают, что в это время в организме происходит активное выделение пролактина — гормона, который способствует расслаблению.
Авиценна, известный средневековый медик, в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" посвятил целую главу двухфазному сну. Он утверждал, что такой режим сна способствует лучшему пищеварению и более глубокому отдыху. По его наблюдениям, те, кто следовал двухфазному сну, реже страдали от бессонницы и депрессии. В монастырях даже существовали специальные рекомендации по организации режима сна больных, учитывающие двухфазный сон.
Социальная роль ночного бодрствования
Ночное бодрствование в средневековых городах играло важную социальную роль. Примерно 30% горожан использовали этот промежуток для общения. Некоторые таверны работали в эти часы, а в ряде городов были организованы ночные рынки. В документах городской стражи Парижа XIII века упоминаются регулярные обходы в период между "первым" и "вторым" сном, когда стражники часто встречали горожан, беседующих у огня или наслаждающихся совместными трапезами.
Интересно, что именно в это время решались важные общественные вопросы. В архивах Тулузы сохранились записи о том, что городской совет иногда проводил заседания ночью, когда требовались срочные решения. В некоторых гильдиях также была традиция проводить важные переговоры между мастерами именно в ночное время, считая, что в эти часы достигается наибольшее согласие.
Экономическое обоснование двухфазного сна
Исследования экономистов показывают, что такой режим сна имел свое экономическое оправдание. В эпоху, когда освещение было дорогостоящим (одна свеча могла стоить до одной шестой части дневного заработка ремесленника), возможность использовать естественные промежутки бодрствования позволяла более рационально распределять ресурсы. Монастырские хозяйственные записи XIV века свидетельствуют, что примерно 15-20% всех домашних дел выполнялись именно в период ночного бодрствования.
Городские архивы Флоренции XV века также сохранили данные о том, как ремесленные мастерские использовали ночное время для подготовительных работ, что позволяло экономить на освещении до 30-40% в зимний период.
Сезонные колебания режима сна
Длительность и время бодрствования между снами менялись в зависимости от времени года. Зимой, когда ночи длиннее, этот промежуток мог длиться 3-4 часа, а летом — сокращаться до 1-2 часов. В сельскохозяйственных календарях XV века встречаются рекомендации по корректировке режима сна в зависимости от сезона и работы на поле.
Записи из монастырей северных регионов, где зимы особенно длинные, показывают, что в этот период время бодрствования могло достигать 5 часов. Монахи использовали его для переписывания книг и других хозяйственных дел. В летнее время второй сон, наоборот, часто сокращался из-за коротких ночей.
Влияние на творчество и научную деятельность
Для средневековых интеллектуалов период между снами был важным временем для размышлений и творчества. В монастырских архивах сохранились свидетельства о том, что многие значимые рукописи были написаны именно ночью. Теолог XIII века Фома Аквинский утверждал, что важнейшие богословские прозорливости он получал именно в моменты ночного бодрствования. По статистике, около 40% всех монастырских рукописей того времени содержат записи о ночной работе.
В университетах Оксфорда и Парижа также сохранились свидетельства о том, как студенты и преподаватели использовали эти часы для обсуждения сложных философских тем, полагая, что в это время разум более восприимчив к новым идеям.
Уход от традиции
С развитием более эффективного освещения в XVI-XVII веках и изменением социальных условий двухфазный сон стал исчезать. Уже к 1650 году только около 20% городского населения в крупных европейских городах продолжало следовать этой традиции, а к XVIII веку она практически исчезла в городах, хотя в сельской местности продолжала сохраняться дольше.
Литературные изменения в отношении сна также отражают эту трансформацию. Если в XIV-XV веках термины "первый" и "второй" сон были частью повседневной жизни, то к концу XVII века они стали использоваться реже, а в XVIII веке — лишь как архаизмы, упоминаемые исключительно в контексте деревенской жизни.
Культурное наследие двухфазного сна
Эхо этой традиции сохраняется в европейских языках и культурных практиках. В старофранцузском языке было более 20 выражений, описывающих действия между первым и вторым сном, и многие из них дошли до нас в виде идиом и поговорок. В средневековой архитектуре часто предусматривались специальные "ночные залы", которые археологи находят при раскопках городов XIII-XIV веков.
Элементы двухфазного сна также продолжали существовать в некоторых удаленных сельских общинах Европы вплоть до начала XX века. Этнографы XIX века описывают такие практики в отдаленных деревнях Шотландии и Скандинавии, где они были тесно связаны с местными верованиями и традициями.