В один августовский день 1987 года, в расположенный под Мурманском на аэродроме Килп-Явр 941-й истребительный авиаполк, неожиданно перевели летчика Василия Цымбала. Причиной стало дисциплинарное нарушение, а сам перевод был не из какого-нибудь соседнего подразделения, а с самого Дальнего Востока. Чем же провинился Вася, что его так далеко отправили?
Цымбал, выпускник Армавирского авиационного училища, был известен не только безупречным выполнением боевых задач, но и нестандартными методами их решения. Одним из его любимых приемов были действия с топливом, превращавшие рутинные вылеты в яркие и незабываемые эпизоды. И одна из таких выходок случилась на Дальнем Востоке.
В тот день японский сторожевик, оснащенный вертолетами, вторгся в советские территориальные воды. Василий, оказавшийся в воздухе, быстро придумал, как отреагировать. Сначала он пролетел несколько раз над кораблем на минимальной высоте, но, не добившись реакции, решил действовать жестче. Разогнавшись, он направил свой самолет прямо на судно, резко снизился и пролетел в нескольких метрах над палубой. Поток воздуха от Су-27 был настолько сильным, что один из вертолетов сорвало и отправило в воду. Видимо, вдохновленный эффектом, Василий отправил в эфир лаконичное, но весьма эмоциональное высказывание, которое японские военные едва ли могли понять, но явно почувствовали его накал.
Однако на этом эпизод не закончился. Пролетая над кораблем, Цымбал открыл слив топлива, обдав палубу керосином. Оскорбленные японцы поспешили отступить, а сам летчик, вернувшись на базу, был быстро переведен на север — подальше от возможных международных последствий.
На новом месте Василий не утратил своей репутации. В сентябре 1987 года напряженная обстановка в районе Кольского полуострова вынуждала его подниматься в воздух по несколько раз за день. Американские и норвежские самолеты регулярно вторгались в воздушное пространство СССР, вылетая с авианосцев в Баренцевом море. Уставший от частых вылетов, Василий использовал свои привычные методы устрашения. Во время одного из эпизодов он вновь прибег к "керосиновому дождю", который, к его удивлению, оказался достаточно действенным. Американцы значительно сократили число своих рейдов.
Но если американцев удалось напугать, то норвежцы оказались более настойчивыми. Их патрульные самолеты Р3-C «Орион», оснащенные передовым оборудованием, продолжали выполнять разведывательные полеты. В одно воскресное утро Василия подняли на боевое дежурство, несмотря на то, что в это время по телевизору показывали его любимую передачу «Утренняя почта». Раздосадованный, он отправился перехватывать норвежский самолет, который сбрасывал радиобуи в советских водах.
Цымбал использовал свои проверенные приемы, создавая помехи керосиновым облаком, а затем начал маневрировать под «Орионом», выдавливая его на большую высоту. Однако один из маневров закончился столкновением: винт норвежского самолета задел киль Су-27. Повреждения оказались серьезными, но Василий не упустил случая продемонстрировать свою дерзость — облив поврежденный самолет топливом и даже позируя перед камерой.
После возвращения на базу Василий постарался скрыть подробности инцидента, но норвежцы предоставили доказательства — фотографии и видеозаписи, вызвав международный скандал. Советское правительство, в свою очередь, заявило, что действия Цымбала были оправданы из-за провокационного поведения «Ориона». Тем не менее, самого Василия вскоре перевели в Крымск, где он служил до конца своей карьеры.
Однако жизнь Цымбала оборвалась трагически. В апреле 2000 года он погиб, пытаясь спасти машину, затопленную водой в результате резкого подъема уровня реки. Василий, пытаясь закрепить трос на автомобиле, попал под сильное течение и утонул. Эта нелепая и печальная смерть оборвала жизнь летчика, оставившего после себя множество историй, которыми и поныне пугают новичков в авиаполках.
К слову, Василий Цымбал стал не только легендой в советских ВВС, но и настоящим символом творческого подхода к выполнению боевых задач. В годы его службы на Су-27 в НАТОвских радиопереговорах появилась фраза "Beware of Vasya," что можно перевести как "Берегитесь Васи." Этот полуироничный, но вполне реальный код был использован, чтобы предупредить пилотов о возможной встрече с дерзким советским асом, способным на самые неожиданные действия в воздухе.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.