Строгий страж порядка и легендарный Дуремар прошел через всю войну, а затем оставил след в истории кино, сыграв почти в девяноста фильмах. Его талант можно увидеть в таких культовых картинах, как «Я шагаю по Москве», «Операция Ы» и «Приключения Буратино».
Давайте разберемся, каким боевым путем прошел Владимир Басов. Но сначала немного информации о его происхождении.
Настоящая фамилия актера – Басултайнен, доставшаяся ему от отца-финна, красного комиссара Павла Басултайнена. Тот воевал еще в гражданскую войну в составе дивизии Чапаева и погиб героической смертью в борьбе с басмачами в Средней Азии в 1931 году. Среди друзей Павел получил партийную кличку «Басов», и именно она перешла его сыну в качестве фамилии.
Летом 1941 года, окончив школу в Москве, Владимир собирался поступать во ВГИК. Он посещал театральную студию при МХАТе и строил планы на творческую карьеру, но все изменилось с началом войны. Уже 21 июля 1941 года он добровольно отправился в армию, возможно, даже прибавив себе год в документах, поскольку в 18 лет еще не подлежал обязательному призыву.
Басов был зачислен в артиллерийское училище, а в начале 1942 года в звании младшего лейтенанта оказался в 4-й отдельной стрелковой бригаде, которая занимала позиции на Западном фронте в Калужской области. В то время подразделение несло тяжелые потери, но судьба уберегла Басова – его направили в тыловую часть, где он занимался культурной работой. В роли начальника клуба он организовал ансамбль, ставил концерты, читал стихи и выступал даже на передовой, поднимая боевой дух бойцов.
Однако даже в условиях войны его мечта об актерстве не угасла. Он всегда носил с собой эмблему театра МХАТ и просил мать присылать книги о сценическом искусстве. В письмах с фронта он делился, как закалился в суровых условиях, научился стойко переносить тяготы военной жизни, мыться у костра и спать прямо на ходу.
Хотя большую часть службы Басов провел в тылу, он не избежал участия в боях. Позже его перевели в артиллерийский дивизион 4-й стрелковой бригады, а затем – в 212-ю стрелковую дивизию. Там он проявил себя как инициативный командир-артиллерист, и уже в мае 1943 года был награжден медалью «За боевые заслуги».
Он принимал участие в Орловской наступательной операции, а затем в знаменитой операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Впоследствии дослужился до командира батареи 424-го минометного полка 36-й минометной бригады 28-й артиллерийской дивизии. В составе этой дивизии Басов участвовал в разгроме курляндской группировки немецких войск.
Особенно отличился в феврале 1945 года. В бою у латышского поселка Яуниеки его подразделение нанесло серьезный урон противнику, помогая советской пехоте взять важный опорный пункт. Позже, в сражении за город Приекуле, его минометчики уничтожили несколько немецких огневых точек и значительное количество живой силы врага. За мужество и отвагу в боях за освобождение Латвии Басов был удостоен ордена «Красная Звезда». Однако война оставила на нем свой след – тяжелая контузия привела его в госпиталь, где он провел остаток войны вплоть до мая 1945 года.
Закончил службу он в звании капитана, занимая должность помощника начальника оперотдела 28-й артиллерийской дивизии. У него была возможность остаться в армии, но, как признавался сам Басов, он выбрал театр – и этот выбор оказался судьбоносным.
Примечательно, что о военных годах он вспоминал неохотно. В отличие от многих фронтовиков, поступавших во ВГИК в военной форме, он пришел на экзамены в гражданской одежде, продав шинель ради хорошего пальто. Если и рассказывал о войне, то лишь в легком, шутливом тоне, предпочитая не погружаться в тяжелые воспоминания. Но в одном из своих последних интервью признался, что те годы, несмотря на всю их жестокость, стали для него важными. Именно тогда он научился различать добро и зло, друзей и врагов, а также осознавал свою цель – победить фашизм.
В кино Басов воплотил тему войны не только как актер, но и как режиссер. Одной из его знаковых работ стал фильм «Щит и меч», где он сыграл разведчика Бруно, внедренного в ряды немецкой разведки. Это была первая советская картина, где противник изображался не просто карикатурно, а как хитрый и серьезный враг, что делало победу над ним еще более значимой.
Владимир Басов ушел из жизни в 1987 году. Его близкие вспоминали, что он всю жизнь лелеял идею создания грандиозного фильма о войне. Однако так и не решился взяться за этот проект – слишком хорошо знал и помнил ужасы Великой Отечественной...