Когда-то Виктория Токарева, Георгий Данелия и режиссер Александр Серый объединили свои усилия, чтобы создать одну из самых культовых отечественных комедий – «Джентльмены удачи». Прошли годы, и вдруг кто-то решает переснять этот фильм. Но главное – зачем это нужно?
Что движет современными режиссерами, когда они берутся за переделку старых, давно любимых советских картин? Давайте попробуем разобраться в этом феномене.
Недавно Министерство просвещения России обнародовало список советских фильмов, которые, по их мнению, стоит переснять. Среди них встречаются настоящие шедевры, вызывающие закономерный вопрос: кому вообще пришла в голову идея заново экранизировать легендарные произведения?
Например, в этом перечне значится «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна – фильм, который с 1939 года служит образцом для начинающих режиссеров. Также туда включили «Донскую повесть» с неподражаемыми Евгением Леоновым и Людмилой Чурсиной. К тому же предлагают обновить «Звезду пленительного счастья». Помните знаменитую фразу «Кавалергардов век недолог»? Так вот, забудьте, потому что скоро, возможно, появится новая версия, где эта реплика зазвучит иначе. А как насчет «Кортика», который многие из нас с восторгом смотрели во время школьных каникул? Или душевного «Серёжи» Георгия Данелия? Даже «Судьбу человека» Сергея Бондарчука планируют переснять. Интересно, кто возьмется передать ту же мощную эмоцию в сцене с фразой «А я после первой не закусываю!»?
Среди предложенных кандидатов на обновление есть и «Летят журавли», удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах. Кто рискнет вновь воссоздать гениальные кадры оператора Урусевского? Перечень подобных «инициатив» Министерства весьма внушителен.
Но что из этого может получиться? Давайте посмотрим на примере уже состоявшихся ремейков известных советских фильмов.
Чем популярнее был фильм в свое время, тем выше вероятность, что современные кинематографисты попытаются его переснять. Возьмем, к примеру, «Служебный роман. Наше время» (2011). За его адаптацию взялся Сарик Андреасян, человек, чья кинокарьера отличается завидной продуктивностью: за 15 лет он успел написать восемь сценариев, снять 34 фильма и выступить продюсером почти сотни картин. По количеству работ он может посоперничать с Дарьей Донцовой. Однако к моменту выхода новой версии «Служебного романа» в его активе были лишь два фильма – «ЛОпуХИ» (рейтинг 2,9 на «Кинопоиске») и «Беременный», получивший 2,5 балла из 10.
На премьерном показе режиссер заявил, что снял потрясающий фильм и совершенно не переживает за его судьбу. Его больше волновало, как сыграет мадридский «Реал». При этом никто из участников оригинальной версии картины на премьеру не пришел. Сам Андреасян уверял, что снимал фильм не по классической киноленте Рязанова, а по его пьесе «Сослуживцы». Но, если это действительно так, то откуда взялись в новом фильме странные диалоги вроде: «Уберите руки... с моей этой...» – «Нет у вас там никакой этой!» или «Мне подарили шоколадку с перцем! Весело на входе, весело на выходе!»? Критики и зрители не оценили этот проект: его рейтинг составил всего 4 из 10.
Но, несмотря на провал, режиссеры не остановились. В 2012 году вышел фильм «Джентльмены, удачи!» – ремейк легендарной комедии. На этот раз за постановку взялись более опытные режиссеры – Александр Баранов и Дмитрий Киселев. Они внесли некоторые изменения в название и добавили знаки препинания, но на качестве это не сказалось. В главной роли снялся Сергей Безруков, который за свою карьеру сыграл самых разнообразных персонажей – от криминального авторитета Саши Белого до Иисуса Христа. Однако даже его участие не спасло фильм. Сюжет был перенесен в Израиль, главный герой превратился в простоватого хипстера, а Доцент стал вором по прозвищу Смайлик. Результат оказался печальным – рейтинг 3 из 10.
А что же с попыткой переснять «Кавказскую пленницу»? В 2014 году режиссер Максим Воронков, за плечами которого были такие картины, как «Бабник-2» и «Интимная жизнь Севастьяна Бахова», решил переснять фильм Гайдая. Он утверждал, что это не ремейк, а «кино-аттракцион». Однако зрители не увидели в этом проекте ничего, кроме безвкусных шуток и неудачных попыток переосмысления классики. Итог: 3,5 миллиона долларов бюджета и всего 291 тысяча сборов. А рейтинг составил рекордные 1,1 из 10.
Но почему же киноиндустрия вновь и вновь обращается к пересъемке старых фильмов? Я выделяю три причины.
На третьем месте – творческое бессилие современных сценаристов, которые не могут придумать что-то оригинальное и предпочитают перерабатывать уже готовые истории.
На втором месте – жажда наживы. Известные названия привлекают зрителей, и на этом можно заработать, пусть даже фильм будет бездушным.
А первое место, безусловно, занимает так называемый «распил» бюджета. Полученные деньги осваиваются, а качество уходит на второй план.
Попробуйте вспомнить хоть один действительно удачный ремейк советского фильма. Если вы без труда назовете несколько, значит, вам невероятно повезло. Большинство зрителей разочаровываются в новых версиях и с ностальгией возвращаются к оригиналам.
Название этой статьи – «Плевки в вечность» – навеяно высказыванием великой Фаины Раневской: «Сняться в плохом фильме – это всё равно, что плюнуть в вечность». К сожалению, некоторые современные режиссеры плюют в вечность слишком часто.