Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Почему в СССР 70-х начали так много пить?
18 января 2025

Вопреки распространенному мнению, Россия никогда не была самой пьющей страной в мире, хотя потребление алкоголя среди ее граждан в разные исторические периоды колебалось довольно сильно. Эти изменения могли быть весьма заметными, например, в конце 1940-х — начале 1950-х годов жители СССР в среднем употребляли от 1,5 до 2 литров алкоголя на человека в год. Спустя три десятилетия этот показатель возрос до 11-12 литров, а в 1990-х годах иногда достигал 17-19 литров.

Причины алкоголизма в 1990-х годах понятны — страна переживала глубокий экономический кризис и социальный упадок, что сделало алкоголь доступным способом снятия стресса для миллионов людей, оказавшихся в условиях дикой капиталистической перестройки. Но почему же пьянство стало более распространенным уже в 1970-х, когда, казалось бы, не было никаких явных причин для этого?

Главным фактором того времени стало разочарование в жизни, которое охватило многих людей. В 1970-х годах, несмотря на то что экономика все еще развивалась, а темпы роста оставались выше, чем в западных странах, социальное развитие застопорилось. Это были годы, когда многие начали терять интерес к идеалам прошлого, что было вызвано разочарованием в «светлом будущем», которое не оправдало себя. Это разочарование постепенно сменилось апатией, а иногда и попытками убежать от реальности, в том числе с помощью алкоголя.

В те годы алкоголь был в стране доступен и воспринимался не так осуждаемо, как сегодня. Вспомнить достаточно легко, что в фильмах и книгах того времени часто можно было встретить сцены, где персонажи вольно или невольно выпивали. Это воспринималось скорее как часть бытовой реальности, а не как активная пропаганда пьянства, несмотря на то что часто употребление алкоголя не одобрялось. Примером служат такие фильмы, как «Афоня», «Ирония судьбы» и другие, где застолья были частью сюжетной линии.

В тот период экономическое благосостояние возросло, но оно не принесло с собой всеобщее счастье, поскольку ощущение счастья не может быть целью жизни, а лишь необходимым условием для полноценного существования.

Ситуация стала меняться с началом антиалкогольной кампании в 1972 году. Тогда было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361, которое ставило целью усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В рамках этого документа была расширена сеть вытрезвителей, пропагандировался здоровый образ жизни, а также рассматривались меры защиты несовершеннолетних от алкоголя. Однако, несмотря на благие намерения, эта кампания не принесла желаемых результатов, а в реальности ситуация не улучшилась.

Подобная история повторилась и с антиалкогольной кампанией 1985 года, когда было принято новое Постановление, ставившее задачи по борьбе с пьянством. Хотя на первых порах достигались определенные успехи, в дальнейшем люди стали искать альтернативные способы употребления алкоголя. Различные спиртосодержащие жидкости, которые ранее были популярны лишь среди самых заядлых алкоголиков, стали использоваться более широко. Иронично, но в это время даже появилась популярная фраза, которая высмеивала ситуацию — «На недельку, до второго, закопаем Горбачева, откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему».

Вместе с тем, перестройка, которая началась в 1980-е, открыла новые перспективы для страны. Это был период надежд на изменения, а многие люди начали заниматься предпринимательством, что снизило интерес к алкоголю. Неудивительно, что в конце десятилетия годовое потребление алкоголя в СССР значительно уменьшилось и составило около 4 литров на человека. Этот уровень сохранился до самого распада Советского Союза.

Кстати, в 1980-х годах, когда в Советском Союзе активно разворачивалась антиалкогольная кампания, начала появляться необычная реклама, связанная с алкоголем. Например, на различных заводах производились алкогольные напитки с рекламой, которая продвигала "сухое вино" как элитный продукт, при этом акцентируя внимание на его "низком уровне алкоголя". Это было своего рода маркетинговым ходом, направленным на улучшение имиджа спиртных напитков, несмотря на усилия правительства по сокращению их потребления. В результате многие люди продолжали искать способы употребления алкоголя, несмотря на официальные запреты и ограничения.

Комментарии

Ничего не найдено.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Смотрите также
«Битва за гладкость»: как дамы брились и удаляли волосы в прошлом?
У дам в прошлом были свои проблемы, которые бы сильно удивили современных женщин.
Чем прославился советский ас-хулиган Вася Цымбал?
Своим уникальным подходом к выполнению задач этот летчик шокировал союзников и повергал в ужас врагов.
Какие приличные слова звучат очень неприлично?
Русский язык коварен — взять хотя бы слова, которые звучат пошло и грубо, но обозначают вполне обыденные вещи.
Какие рыбы ловятся часто, но уху только портят?
Уха бывает черная, белая и невкусная. Как не ошибиться?
Как казаки себе жен выбирали?
Казаки всегда жили обособленно. Стало быть, и к выбору «ненаглядной» у них был особый подход.
Почему ширину колеи в России поменяет только дурак?
Однажды в СССР решили изменить ширину ж/д колеи. Рассказываем, почему подобные модернизации нецелесообразны.