Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему в СССР 70-х начали так много пить?

Обновлено 16.09.2025 в 10:00
18 января 2025
Константин Назаров

Вопреки распространенному мнению, Россия никогда не была самой пьющей страной в мире, хотя потребление алкоголя среди ее граждан в разные исторические периоды колебалось довольно сильно. Эти изменения могли быть весьма заметными, например, в конце 1940-х — начале 1950-х годов жители СССР в среднем употребляли от 1,5 до 2 литров алкоголя на человека в год. Спустя три десятилетия этот показатель возрос до 11-12 литров, а в 1990-х годах иногда достигал 17-19 литров.

Причины алкоголизма в 1990-х годах понятны — страна переживала глубокий экономический кризис и социальный упадок, что сделало алкоголь доступным способом снятия стресса для миллионов людей, оказавшихся в условиях дикой капиталистической перестройки. Но почему же пьянство стало более распространенным уже в 1970-х, когда, казалось бы, не было никаких явных причин для этого?

Главным фактором того времени стало разочарование в жизни, которое охватило многих людей. В 1970-х годах, несмотря на то что экономика все еще развивалась, а темпы роста оставались выше, чем в западных странах, социальное развитие застопорилось. Это были годы, когда многие начали терять интерес к идеалам прошлого, что было вызвано разочарованием в «светлом будущем», которое не оправдало себя. Это разочарование постепенно сменилось апатией, а иногда и попытками убежать от реальности, в том числе с помощью алкоголя.

В те годы алкоголь был в стране доступен и воспринимался не так осуждаемо, как сегодня. Вспомнить достаточно легко, что в фильмах и книгах того времени часто можно было встретить сцены, где персонажи вольно или невольно выпивали. Это воспринималось скорее как часть бытовой реальности, а не как активная пропаганда пьянства, несмотря на то что часто употребление алкоголя не одобрялось. Примером служат такие фильмы, как «Афоня», «Ирония судьбы» и другие, где застолья были частью сюжетной линии.

В тот период экономическое благосостояние возросло, но оно не принесло с собой всеобщее счастье, поскольку ощущение счастья не может быть целью жизни, а лишь необходимым условием для полноценного существования.

Ситуация стала меняться с началом антиалкогольной кампании в 1972 году. Тогда было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361, которое ставило целью усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В рамках этого документа была расширена сеть вытрезвителей, пропагандировался здоровый образ жизни, а также рассматривались меры защиты несовершеннолетних от алкоголя. Однако, несмотря на благие намерения, эта кампания не принесла желаемых результатов, а в реальности ситуация не улучшилась.

Подобная история повторилась и с антиалкогольной кампанией 1985 года, когда было принято новое Постановление, ставившее задачи по борьбе с пьянством. Хотя на первых порах достигались определенные успехи, в дальнейшем люди стали искать альтернативные способы употребления алкоголя. Различные спиртосодержащие жидкости, которые ранее были популярны лишь среди самых заядлых алкоголиков, стали использоваться более широко. Иронично, но в это время даже появилась популярная фраза, которая высмеивала ситуацию — «На недельку, до второго, закопаем Горбачева, откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему».

Вместе с тем, перестройка, которая началась в 1980-е, открыла новые перспективы для страны. Это был период надежд на изменения, а многие люди начали заниматься предпринимательством, что снизило интерес к алкоголю. Неудивительно, что в конце десятилетия годовое потребление алкоголя в СССР значительно уменьшилось и составило около 4 литров на человека. Этот уровень сохранился до самого распада Советского Союза.

Кстати, в 1980-х годах, когда в Советском Союзе активно разворачивалась антиалкогольная кампания, начала появляться необычная реклама, связанная с алкоголем. Например, на различных заводах производились алкогольные напитки с рекламой, которая продвигала "сухое вино" как элитный продукт, при этом акцентируя внимание на его "низком уровне алкоголя". Это было своего рода маркетинговым ходом, направленным на улучшение имиджа спиртных напитков, несмотря на усилия правительства по сокращению их потребления. В результате многие люди продолжали искать способы употребления алкоголя, несмотря на официальные запреты и ограничения.

Смотрите также
Нейросети открывают звёзды: как ИИ делает космос доступным каждому
Искусственный интеллект решает сотни и даже тысячи задач. Причем изучение вселенной — не исключение!
Техно-чудеса сентября: Алиса оживляет детские рисунки, а на потолке зажигаются звезды
Представьте: ваш ребёнок рисует кота. И через минуту он уже шевелит лапами прямо на экране смартфона.
Почему на новом экстрим-маршруте «Байкал-Амур» не обойтись без фонаря?
Новый экстрим-маршрут «Байкал-Амур» привлекает сотни туристов. И фонарь там — жизненно важная необходимость.
Сентябрь удивил: SberBoom оживил колонки, а триммер Erbe — вашу рутину
В сентябре изменилась не только погода, но и подход к привычным вещам. Убедитесь сами!
В России начался сезон простуд: как домашняя метеостанция поможет защитить здоровье ребенка?
Врачи предупреждают: сезон простуд уже начался. Рассказываем, как домашняя метеостанция поможет защитить здоровье.
Надо ли гладить носки? Ученые дали ответ на вечный вопрос
Многие, возможно, даже и не задумывались о том, что носки нужно гладить. На самом деле, это извечный вопрос, и ученые дали на него ответ!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт