Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
Нас обокрали? Почему на новых машинах нет "запаски" и даже "докатки"?
26 июля 2025

Когда-то наличие запасного колеса в автомобиле считалось неотъемлемым элементом. Особенно в эпоху, когда шиномонтажей почти не было, а надёжность дорог и покрышек оставляла желать лучшего. Сегодня ситуация изменилась: всё больше новых машин покидают заводскую линию без привычной «запаски». Почему так происходит и чем это может грозить водителю — разбираемся.

Раньше без неё было нельзя

Ещё в начале XX века запасное колесо размещали снаружи кузова, чаще всего в кофре на корме авто. Это было вызвано банальной практичностью: покрышки были массивными (до 20 дюймов и более), а салоны — тесными. Тем более что дороги были непредсказуемыми, и проколы случались гораздо чаще. На довоенных автомобилях отсутствие запаски воспринималось бы как недоработка.

Эта логика сохранялась и для внедорожников. Даже сегодня подавляющее большинство моделей, предназначенных для бездорожья (включая армейские и экспедиционные версии), оснащаются полноразмерной запаской, домкратом и набором инструментов. Это требование чаще продиктовано здравым смыслом, чем стандартами, хотя в некоторых странах оно закреплено в ГОСТах и аналогичных регламентах (например, в российском ГОСТ 25470-82 указывается на необходимость штатного крепления запасного колеса для автомобилей определённых категорий).

Российские реалии: как справляются у нас

В отечественном автопроме подход разный. У моделей вроде Нива Шевроле или Нива Трэвел запаска крепится на задней двери — экономия пространства плюс традиционный подход. У «Нивы Легенды» она и вовсе размещена под капотом — решение, пришедшее из советского прошлого.

Интересный случай — Нива Спорт. После установки более мощного мотора под капотом просто не осталось места для запасного колеса, и производитель в базовой комплектации предложил герметик и ремкомплект. Но, как отмечают эксперты, это решение приемлемо только в городских условиях. Для реального бездорожья — запаска по-прежнему обязательна.

Почему производители отказываются от запаски?

Главная причина — борьба за экономичность. Каждые 30 кг — это 1–2% расхода топлива. А стандартное колесо с диском весит как раз около 25–35 кг. Добавьте к этому снижение веса ради соответствия экологическим стандартам вроде Euro 6 или CAFE, и становится ясно: производители экономят каждую мелочь. К тому же освобождённое пространство можно использовать под газобаллонное оборудование, тяговые аккумуляторы в гибридах, дополнительную шумоизоляцию или просто увеличить полезный объём багажника.

Кроме того, современные автомобили всё чаще укомплектовываются шинами увеличенного диаметра: 16–18 дюймов — теперь уже стандарт даже для компакт-класса. Эти колёса занимают больше места, тяжелее и требуют более прочных ниш, которых в современных кузовах зачастую просто нет.

«Докатка» — промежуточное решение

С конца 90-х стали массово появляться «докатки» — облегчённые узкие колёса, рассчитанные на движение с ограничением скорости до 80 км/ч. Они были неплохим компромиссом: занимали меньше места, снижали вес машины, но при этом сохраняли возможность доехать до ближайшего шиномонтажа.

Однако у докаток свои минусы. Во-первых, ухудшается управляемость. Во-вторых, они не подходят для всех погодных условий. А в-третьих, даже «докатка» отнимает место и требует наличия домкрата и ключа, что тоже не вписывается в философию минимализма современных автомобилей.

Технология RunFlat: когда можно ехать даже с проколом

Продвинутым решением стали шины RunFlat, которые позволяют двигаться даже с полностью спущенным колесом. Технология популярна на BMW, Lexus, Mini и некоторых моделях Mercedes-Benz. По европейским рекомендациям (например, от ETRTO — Европейской технической организации по шинам и ободьям), такие покрышки пригодны для пробега до 80 км при скорости не более 80 км/ч.На практике это спасение в пригородах, но недостаточно для отдалённых регионов России. Кроме того, шиномонтаж RunFlat дороже, а ремонт часто невозможен. Владельцам таких шин нередко приходится покупать новую резину даже при небольшом боковом порезе — и это подтверждают как эксперты, так и отзывы автомобилистов.

А что делать водителю?

Автомобиль без запасного колеса — не повод для паники. Но подготовленность — ключевой фактор. Если вы ездите только по городу — ремкомплекта, компрессора и помощи страховой (если она предусматривает эвакуацию) может быть достаточно.

Но если маршруты пролегают за пределами МКАД или по трассам федерального значения, имеет смысл:

Купить докатку и держать её в багажнике (если есть место);

Иметь под рукой проверенный ремкомплект и компрессор;

Включить услугу эвакуации в свою автостраховку;

Проверять давление в шинах каждую неделю, особенно перед дальними поездками.

Материал подготовлен редакцией IG-Life совместно с автоэкспертами, специализирующимися на техническом обслуживании, шинах и безопасности в дороге. Мы опирались на российские и международные регламенты, мнения практиков и опытных водителей, чтобы дать достоверную картину.

Смотрите также
Что не стоит делать в номере отеля, если не хотите испортить себе отдых
На что стоит обратить внимание, чтобы не заработать лишний стресс или, хуже того, пищевое отравление.
Как не "убить" кондиционер в авто за один сезон? Разбираем главные ошибки
Сломать кондиционер проще, чем кажется. А вот его ремонт встанет в копеечку!
Турция против Египта: где выгоднее отдыхать летом 2025?
Сегодня и Турция, и Египет — круглогодичные курорты, и даже в июле выбор между ними уже не очевиден.
Может ли крупная акула заплыть в Черное море?
После недавнего трагического случая в Египте, когда турист пострадал от нападения акулы, у многих возникает тревожный вопрос: а может ли нечто подобное произойти в Чёрном море?
Почему старые АН-24 до сих пор в эксплуатации и когда появится замена?
Первый полёт АН-24 совершил в 1959 году, а серийное производство длилось с 1962 по 1979 год.
Почему водители массово снимают ветровики, за них начали штрафовать?
Ветровики (дефлекторы) на боковые стёкла — одна из самых популярных «доработок» автомобиля.
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт