Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Нас обокрали? Почему на новых машинах нет "запаски" и даже "докатки"?

Обновлено 25.08.2025 в 10:00
26 июля 2025
Юрий Попович

Когда-то наличие запасного колеса в автомобиле считалось неотъемлемым элементом. Особенно в эпоху, когда шиномонтажей почти не было, а надёжность дорог и покрышек оставляла желать лучшего. Сегодня ситуация изменилась: всё больше новых машин покидают заводскую линию без привычной «запаски». Почему так происходит и чем это может грозить водителю — разбираемся.

Раньше без неё было нельзя

Ещё в начале XX века запасное колесо размещали снаружи кузова, чаще всего в кофре на корме авто. Это было вызвано банальной практичностью: покрышки были массивными (до 20 дюймов и более), а салоны — тесными. Тем более что дороги были непредсказуемыми, и проколы случались гораздо чаще. На довоенных автомобилях отсутствие запаски воспринималось бы как недоработка.

Эта логика сохранялась и для внедорожников. Даже сегодня подавляющее большинство моделей, предназначенных для бездорожья (включая армейские и экспедиционные версии), оснащаются полноразмерной запаской, домкратом и набором инструментов. Это требование чаще продиктовано здравым смыслом, чем стандартами, хотя в некоторых странах оно закреплено в ГОСТах и аналогичных регламентах (например, в российском ГОСТ 25470-82 указывается на необходимость штатного крепления запасного колеса для автомобилей определённых категорий).

Российские реалии: как справляются у нас

В отечественном автопроме подход разный. У моделей вроде Нива Шевроле или Нива Трэвел запаска крепится на задней двери — экономия пространства плюс традиционный подход. У «Нивы Легенды» она и вовсе размещена под капотом — решение, пришедшее из советского прошлого.

Интересный случай — Нива Спорт. После установки более мощного мотора под капотом просто не осталось места для запасного колеса, и производитель в базовой комплектации предложил герметик и ремкомплект. Но, как отмечают эксперты, это решение приемлемо только в городских условиях. Для реального бездорожья — запаска по-прежнему обязательна.

Почему производители отказываются от запаски?

Главная причина — борьба за экономичность. Каждые 30 кг — это 1–2% расхода топлива. А стандартное колесо с диском весит как раз около 25–35 кг. Добавьте к этому снижение веса ради соответствия экологическим стандартам вроде Euro 6 или CAFE, и становится ясно: производители экономят каждую мелочь. К тому же освобождённое пространство можно использовать под газобаллонное оборудование, тяговые аккумуляторы в гибридах, дополнительную шумоизоляцию или просто увеличить полезный объём багажника.

Кроме того, современные автомобили всё чаще укомплектовываются шинами увеличенного диаметра: 16–18 дюймов — теперь уже стандарт даже для компакт-класса. Эти колёса занимают больше места, тяжелее и требуют более прочных ниш, которых в современных кузовах зачастую просто нет.

«Докатка» — промежуточное решение

С конца 90-х стали массово появляться «докатки» — облегчённые узкие колёса, рассчитанные на движение с ограничением скорости до 80 км/ч. Они были неплохим компромиссом: занимали меньше места, снижали вес машины, но при этом сохраняли возможность доехать до ближайшего шиномонтажа.

Однако у докаток свои минусы. Во-первых, ухудшается управляемость. Во-вторых, они не подходят для всех погодных условий. А в-третьих, даже «докатка» отнимает место и требует наличия домкрата и ключа, что тоже не вписывается в философию минимализма современных автомобилей.

Технология RunFlat: когда можно ехать даже с проколом

Продвинутым решением стали шины RunFlat, которые позволяют двигаться даже с полностью спущенным колесом. Технология популярна на BMW, Lexus, Mini и некоторых моделях Mercedes-Benz. По европейским рекомендациям (например, от ETRTO — Европейской технической организации по шинам и ободьям), такие покрышки пригодны для пробега до 80 км при скорости не более 80 км/ч.На практике это спасение в пригородах, но недостаточно для отдалённых регионов России. Кроме того, шиномонтаж RunFlat дороже, а ремонт часто невозможен. Владельцам таких шин нередко приходится покупать новую резину даже при небольшом боковом порезе — и это подтверждают как эксперты, так и отзывы автомобилистов.

А что делать водителю?

Автомобиль без запасного колеса — не повод для паники. Но подготовленность — ключевой фактор. Если вы ездите только по городу — ремкомплекта, компрессора и помощи страховой (если она предусматривает эвакуацию) может быть достаточно.

Но если маршруты пролегают за пределами МКАД или по трассам федерального значения, имеет смысл:

Купить докатку и держать её в багажнике (если есть место);

Иметь под рукой проверенный ремкомплект и компрессор;

Включить услугу эвакуации в свою автостраховку;

Проверять давление в шинах каждую неделю, особенно перед дальними поездками.

Материал подготовлен редакцией IG-Life совместно с автоэкспертами, специализирующимися на техническом обслуживании, шинах и безопасности в дороге. Мы опирались на российские и международные регламенты, мнения практиков и опытных водителей, чтобы дать достоверную картину.

Смотрите также
10 мм = +22% риска: как тонометр дома ловит утренние скачки давления
Рассказываем о важности утренней проверки артериального давления, и как в этом поможет умный тонометр.
Почему утром вы пьяны по закону — и как алкотестер спасает от штрафа
Даже при небольшом содержании алкоголя в крови вы можете быть признаны пьяным, что повлечет потерю прав. К счастью, этого легко избежать.
Врачи рекомендуют: как домашний увлажнитель воздуха снижает риск ОРВИ
Идеальная влажность воздуха дома — это не только комфорт, но и забота о своем здоровье!
Можно ли зарядить смартфон наполовину за полчаса: реальный тест пауэрбанка на 30 Вт
Телефон постоянно разряжается? Теперь эта проблема легко решается с помощью обычного пауэрбанка.
Как с помощью кофемашины убрать горечь из домашнего кофе
Вкус горечи в кофе может появиться из-за добавления кипятка, даже если вы используете лучшие зерна. Эксперты советуют специальные кофеварки.
10–15% от веса: сколько должен весить рюкзак школьника
К началу учебного года разбираемся, как не перегрузить спину школьника или студента
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт